logo
Aseeva_OSNOV_FILOSOFII_Uch_-metod_posobie

2. Психофизические проблемы сознания

Не менее, а может быть и более сложными выступают проблемы, связанные с деятельностью мозга, функцией которого является соз­нание. Предположение, что сознание есть функция мозга, не произвольно. Оно основывается на большом числе наблюдений и исследо­ваний в клинической и экспериментальной неврологии и психиатрии, которые указывают на тесную связь между различными аспектами сознания и физиологическими или патологическими процессами в головном мозге. Исследования нейрофизиологии подтвер­ждают, что мозг – результат длительного исторического развития, что и структурно, и функционально мозг многолик. Достаточно ска­зать, что он вмещает около 100 млрд. нервных клеток, нейронов, каждый из которых может иметь тысячи связей с другими нейрона­ми. Каждую секунду благодаря различным органам чувств в мозг поступает около 100 млн. единиц информации. Второй фактор избирательности информации связан с существо­ванием волн, которые проносятся через мозг от 8 до 12 раз в секун­ду. Эти волны вызывают периоды повышенной чувствительности, в течение которых мозг отмечает наиболее сильные сигналы и соответ­ственно реагирует на них. Уникальной особенностью мозга человека является кора больших полушарий. Толщиной приблизительно в 3 миллиметра она образует складчатый слой, прилегающий к черепу. В разостланном виде кора заняла бы площадь примерно 3400 см2. Благодаря такому сложному строению пол­ная поверхность мозга оказывается примерно в три раза больше, чем поверхность мозга без извилин.

Нейрофизиологи экспериментально доказали, что у человека ежесуточно отмирает часть нейронов, ко­торые не используются в осуществлении тех или иных психических процессов. Процесс отмирания не оказывает никакого воздействия на общее состояние сознания. По мнению ученых, человек имеет доступ примерно лишь к 4% своих нейронов. Остальные нервные клетки, неиспользованные для мышления или хранения информации, обеспечивают надеж­ность работы мозга, многократно дублируя наиболее значимые для жизнедеятельности человека его реак­ции взаимодействия с миром.

Мозг не источник, а орган сознания, поэтому пер­вопричина функционирования сознания находится вне мозга — в объективном мире, в общественно-исторической практике человечества, в личном обра­зе и стиле жизни человека.

На сегодняшний день науке известны глубинные процессы, происходя­щие в мозге человека, выявлены различные очаги значимых возбуж­дений (учение Павлова о рефлексах головного мозга, Ухтомского о доминанте, Сеченова о нейрофизиологии). В 1869 г. французский врач П. Брока открыл асимметрию дея­тельности мозга, а в 1981 г. английскому ученому Сперри была при­суждена Нобелевская премия за многочисленные исследования, в том числе и за исследования функциональной асимметрии мозга. За по­следние годы этой проблеме посвящена обширная литература, в ко­торой раскрывается функциональная специализация больших полушарий (правого и левого) мозга человека. При почти полной химической и анатомической идентичности эти полушария различаются функционально.

«Левополушарное» мышление является дискретным и аналитическим, поскольку с его помощью осуществляется ряд последовательных операций, обеспечивающий непротиворечивый анализ предметов и явлений по определенному числу признаков. Благодаря этому формируется внутренне непротиворечивая картина мира, которую можно закрепить и однозначно выразить в словах или других условных знаках. Это является условием социального общения.

«Правополушарное» (пространственно-образное) мышление создает возможность одномоментного «схватывания» многочисленных свойств объекта в их взаимосвязи друг с другом и во взаимодействии со свойствами других объектов, что обеспечивает целостность восприятия. Благодаря такому взаимодействию образов они приобретают свойство многозначности. Эта многозначность, с одной стороны, лежит в основе творчества, а с другой, - затрудняет выражение связей между предметами и явлениями в логически упорядоченной форме и даже может препятствовать их осознанию.

В норме оба полушария функционируют во взаимосвязи. Согласованность деятельности полушарий обеспечивает получение адекватной индивидуальной непротиворечивой картины мира. Действительно, правое полушарие образными средствами «схватывает» ситуацию, а левое аналитическими средствами анализирует ее отдельные фрагменты. Психологически необходимой предпосылкой двухполушарного мышления является терпимость человека к различным мнениям, в том числе и к инакомыслию.

В процессе, например, профессиональной деятельности человека могут преобладать логические или образные задачи. Это приводит к формированию доминантного (ведущего) полушария и возникновению эффекта «латерального (бокового) торможения». Этот эффект проявляется в том, что, независимо от типа жизненной ситуации, доминантное полушарие не позволяет включиться в мышление другому полушарию, быстро отключает его. Результатом являются довольно неприятные последствия. Человек с доминантным левым полушарием может утратить ориентацию в сложной образной ситуации: мощный логический аппарат анализирует несущественный, произвольно выбранный фрагмент реальности. Напротив, человек с правым доминантным полушарием часто не способен решить простую логическую задачу.

Возможно, неоди­наковое развитие двух полушарий обусловливает интеллектуальное различие между людьми. Если у одних проявляются вербальные спо­собности, то у других доминируют механические, пространственные способности. Или для западной культуры характерным является ло­гическое мышление, чтение и вербальная обработка информации, для Востока же постижение бытия основано на созерцании, интуиции, инсайте.

Левое полушарие

Правое полушарие

установление хронологического порядка

фиксация текущего времени, синхронного с физическим

чтение карт и схем

ориентация на местности и в конкретном пространстве

деформация временной шкалы (растяжка и сжатие)

синхронизация биоритмов с внешними циклическими процессами

запоминание имен

узнавание лиц

запоминание слов

запоминание образов

видение мира эйфорическое

видение мира эмоционально-мрачное

речевая активность, чувствительность к звукам

восприятие эмоционального состояния людей, интонаций

восприятие деталей

целостное, образное восприятие

математические способности, логическое мышление и принятие решений

восприятие ритма и цвета, музыки и живописи, работу воображения и фантазии

По-видимому, будет справед­ливым рассматривать структуру мозга как лабиринт, в котором нет ни центра, ни периферии. Так, память не суммируется в каких-либо определенных участках мозга, а сеть нейронов позволяет образовы­ваться некоторому подобию голограммы. Нейронная сеть управляется законами самоорганизующихся сложных систем. Процессы, совершающиеся в мозгу, есть «детерминистический хаос».

Весьма популярными в по­следние десятилетия стали компьютерные модели мышления и рабо­ты мозга и в зарубежной философии и науке, и в отечественной. Безусловно, этот путь открывает некоторые новые перспективы в исследовании деятельности мозга, однако вряд ли в принципе можно отождествлять работу машины (компьютера) и деятельность челове­ческого мозга. Любая вычислительная модель мозга выглядит слиш­ком оптимальной и точной, что вряд ли соответствует идее биологи­ческой эволюции, которая совершается большей частью методом проб и ошибок. И уж совсем не целесообразно рассматривать сознание, мышление человека в битах информации, в алгоритмах.