logo
Aseeva_OSNOV_FILOSOFII_Uch_-metod_posobie

3. Особенности и взаимосвязь

чувственного познания и мышления

В едином процессе познания выделяют два основные уровня или, точнее говоря, аспекта процесса познания — чувственный (сенсорный, визуальный) и рациональный (абстрактно-логический).

Отличительные черты созерцания мира с помощью органов чувств:

непосредственное отражение мира, в прямом контакте с вещами, явлениями — источниками информации о нем;

осуществляемое спонтанно, преимущественно автоматически с помощью рецепторов и всей ЦНС;

наглядно-образное воспроизведение действительности в виде целостных, красочных идеальных моделей, копий разных явлений в сознании людей;

фиксация внешних, главным образом поверхностных признаков предметов и явлений действительности; обследование их снаружи;

чувственно-конкретное отображение единичных, неповторимых, случайных черт реальности, в какой-то момент оказавшихся в поле человеческого восприятия.

Базовые формы живого созерцания мира:

ощущение — отражение отдельных свойств реальности при ее непосредственном контакте с органами чувств животных и человека;

восприятие — синтез многих ощущений, дающий целостный образ находящегося в зоне действия рецепторов фрагмента реальности;

представление — сохранённое в памяти и дополненное большей или меньшей долей фантазии восприятие.

У форм чувственного отражения мира двойственная природа — объективно-субъективная. Допустим, ощущение цвета возникает при попадании световой волны вполне определенного диапазона на нормальные рецепторы глаз. Но название цвета вызывает разные эстетические оценки, споры у различных людей.

Рациональное познание наиболее полно выражено в мышлении. Мышление - это процесс познавательной деятельности, для которого характерно создание обобщенных, опосредованных образов действительности. Оно опосредовано чувственным познанием и опирается на опыт, в том числе и осмысленный ранее. Благодаря мышлению человек отвлекается от конкретного многообразия явлений и выявляет присущие им общие и существеннейшие признаки. Оно осуществляется в тесной связи с языком, выполняющим функцию инструмента мышления, и речью, в которой мысль воплощается.

Качественные возможности мышления:

опосредованное правилами логики и ранее накопленными сведениями отражение действительности, возможное и без прямого обращения к показаниям органов чувств;

обобщенное до уровня идей, принципов, универсальных понятий познание, которое выделяет что-то главное, типичное, нужное в массе изученных явлений;

углубленное до уровня сущности, закономерности, устойчивой тенденции познание;

абстрактно-логическое, т.е. отвлеченное от всего второстепенного, несущественного, лишнего;

сознательно сосредоточенное на достижении определенной цели познания или практики.

Основными формами мышления являются понятие, суждение, умозаключение.

Понятие представляет собой мысль о существенных, общих и отличительных признаках того или иного предмета или целого класса предметов.

Суждение - это форма мышления, в которой отражается связь между предметом и его признаком, связь между предметами, а также факт их существования.

Умозаключение складывается из нескольких суждений, связанных друг с другом по смыслу, благодаря чему получается вывод о необходимых из данных посылок следствиях.

Способность индивида к мышлению называется интеллектом. Интеллект демонстрирует уровень его возможности решать разного рода творческие задачи. Мышление — это интеллект в действии, сам процесс его применения. Французский психолог Альфред Бине в начале XX в. предложил измерять размер интеллекта тестами — заданиями на смекалку, сообразительность. Этот показатель называется Intelligence quotient (IQ) — коэффициент интеллекта, т.е. умственной одаренности.

Интеллект включает в себя три взаимосвязанные формы – здравый смысл, рассудок и разум.

Здравый смысл строит логические рассуждения и делает выводы, исходя из личного опыта человека. Он построен на принципе эффективности и выполняет защитную функцию (не трогать горячий чайник, не подходить к краю пропасти и т.п.).

Рассудок оперирует понятиями в пределах сложившихся знаний и чувственного опыта в строгом соответствии с установленными правилами. Рассудку присуща жесткая определенность, строгость утверждений, тенденция к упрощению, формализации, схематизму. Рассудок приводит знания в систему и способствует приспособлению человека к стандартным условиям, в особенности при решении утилитарных задач.

Разум производит знания более глубокого и обобщенного характера. Он схватывает объект в единстве противоположностей, ему свойственна гибкость, он обеспечивает получение нестандартных, творческих решений. Разум способен анализировать не только данные чувственного опыта, но и критически оценивать собственные решения. Отличительной особенностью разума является выход за пределы, ограниченные познавательной задачей, внеутилитарность и новизна результатов.