1. Понятия языка и речи. Функции речи
Специфика сознательного восприятия и в том, что оно происходит в форме языка. Язык возникает в начале первобытной эпохи как решающий рубеж и признак очеловечивания. Согласно разным гипотезам, язык сформировался из звуковых сигналов высших животных (приматов) или (скорее) из их же жизненных шумов (сопровождающих отдых, агрессию и т.п. типичные состояния организма животного). Рождение звуковой речи потребовало параллельного изменения головного мозга (формирование коры больших полушарий, способной обрабатывать “второсигналы”, по И.П. Павлову) и усложнения социальной организации обезьянолюдей до уровня общин-коллективов, внутри которых “работала” речь. Слово — “сигнал сигналов”, поскольку вбирает в себя такой массив информации, какого не уместить в сенсорных образах зрения, слуха и остальных органов чувств.
Язык - материальная оболочка сознания. Современная теория познания и лингвистика обращают внимание на трудность и противоречивость в исследовании системы взаимодействия языка и сознания. Принято различать понятия «язык» и «речь»:
язык понимается как объективная и общезначимая система знаков;
речь рассматривается в качестве внешней формы межсубъективных отношений общения и употребления языка в самых различных письменных и устных разновидностях. В речи воплощается мыслительная деятельность субъекта, это внутренняя речевая форма выражения содержательной характеристики сознания, мышления. Речь — это язык в действии, в процессе вербализированного мышления или общения.
Виды речи:
- внешняя (звуковая);
- внутренняя (скрытая, отчасти редуцированная);
-письменная (формализованная с помощью искусственных языков и технических устройств).
Функции языка и речи:
интеллектуально-познавательная (для сбора и обработки информации о мире и субъекте речи);
коммуникативная (для общения между людьми, согласования их намерений и поступков);
экспрессивная (для выражения чувств, регуляции эмоционального напряжения, его снижения или повышения);
мнемическая (для сохранения информации в памяти или в письменной форме);
этнокультурная (сплочения народа, выражения его культурных предпочтений и достижений, оформления индивидуального самосознания);
прогностическая (для планирования, проектирования своей деятельности).
Язык и мышление связаны между собой, но не тождественны друг другу. Русский психолог Л.С. Выготский подчеркивал, что мысль никогда не равна прямому значению слова, однако она и не возможна без слов. Язык развивается под влиянием предметной деятельности и традиций культуру общества, а мышление связано с овладением законами логики и зависит от познавательных способностей каждого человека.
Хотя мышление не тождественно языку (поскольку важная его часть может осуществляться на уровне бессознательной интуиции, невербально), но обойтись без хотя бы частичной вербализации интеллект человека не может.
Будучи прежде всего, как уже говорилось, знаковой системой, язык изучается и моделируется такой научной дисциплиной, как семиотика (греч. semа — знак) — общая теория знаковых систем. Ее важнейшие разделы:
семантика — отношение слов и предложений ко внеязыковой реальности, т.е. учение о значении и смысле языковых выражений; с ее точки зрения языку задается вопрос “Что?” (именно он выражает);
синтаксис — структура знаковых систем, т.е. правила их образования и преобразования; иначе говоря, “Как?” (сочетаются слова и предложения друг с другом внутри данного языка);
прагматика — отношение между знаками языка и их пользователями, т.е. теми индивидами и группами, которые применяют определенный язык для своих целей; “Кто?” они;
стилистика занимается выразительностью, красотой языковых построений; “Насколько?” те гармоничны;
риторика — трактует убедительность речи для аудитории, “Кому?” адресуется речевое высказывание.
- Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Юго-Западный государственный университет»
- Основы философии
- Содержание
- Предисловие
- Введение
- Раздел I. Введение в философию
- Занятие 1. Мировоззрение, его сущность и основные типы
- Основные понятия
- Основная литература
- Дополнительная литература
- 1. Понятие мировоззрения
- 2. Структура мировоззрения
- 3. Мифология как форма мировоззрения
- 4. Религия как форма мировоззрения
- 5. Обыденное мировоззрение
- 6. Научное мировоззрение
- Вопросы для повторения
- Тематика рефератов
- 1. Происхождение философии
- 2. Философия в системе наук
- 3.Философия как наука
- 4. Предмет и объект философии
- 5. Функции философии
- 6. Структура философии
- Вопросы для повторения
- Проверьте себя!
- 5. Выберите самое приемлемое сегодня определение философии:
- 6. Чем занимается онтология:
- Раздел II. История философии
- Занятие 3. Философия древнего востока
- Основные понятия и персоналии
- Основная литература
- Дополнительная литература
- 1.Особенности философии древнего мира
- 2. Становление философского сознания в Древней Индии
- 3. Специфика формирования философии в Древнем Китае
- Вопросы для повторения
- 1.Основные проблемы
- 2. Космоцентризм раннегреческих философов
- 3.Пифагорейская школа
- 4. Элейская школа
- 5.Философское учение Эмпедокла и Анаксагора
- 6. Атомистический материализм Демокрита и Эпикура
- 7. Софисты и скептицизм
- 8. Нравственная революция Сократа
- 9. Философия Платона
- 10. Философия Аристотеля
- 11. Неоплатонизм
- Вопросы для повторения
- Занятие 5. Философия средних веков
- Основные понятия
- Основная литература
- Дополнительная литература
- 1. Становление средневековой философии
- 2. Гностицизм
- 3. Патристика. Августин Блаженный
- Основные принципы религиозной этики Августина:
- 4. Основные идеи византийской средневековой философии
- 5.Философские идеи развитого средневековья.
- 6. Арабская средневековая философия
- 7. Фома Аквинский – систематизатор средневековой схоластики
- Вопросы для повторения
- Занятие 6. Философия нового времени (XVII-XVIII вв.)
- Основные понятия
- Основная литература
- Дополнительная литература
- 1. Основные идеи философии Возрождения
- 2. Предпосылки философии Нового времени
- 3. Философия ф.Бэкона. Разработка индуктивного метода
- 4. Рационалистическая концепция р. Декарта
- 5. Сенсуализм Локка, субъективный идеализм Беркли, агностицизм Юма
- 6. Учение Спинозы и Лейбница о субстанции
- Вопросы для повторения
- 1. Натурфилософия. Новое понимание философии и науки
- 2. Теория познания (гносеология) и методология
- 3. Учение о человеке и обществе
- Вопросы для повторения
- Занятие 8. Русская философия
- Основные понятия
- Основная литература
- Дополнительная литература
- 1. Истоки русской философии
- 2. Славянофильство и западничество
- 3. Русская религиозная философия
- 4. Философия русского космизма
- 5. Идеи политического радикализма в социальной философии России
- 6. Значение русской философии
- Вопросы для повторения
- Занятие 9. Основные направления
- 1. Позитивизм
- 2. Постпозитивизм
- 3. Критический рационализм
- 4. Структурализм
- 5. Прагматизм
- 6. Неокантианство
- 7. Феноменология
- 8. Экзистенциализм
- 9. Персонализм
- 10. Фрейдизм и неофрейдизм
- Вопросы для повторения
- Проверьте себя!
- 1. Понятие бытия. Основные формы бытия
- 2. Проблема субстанции и материи в философии
- 3. Современная наука о строении и свойствах материи
- Вопросы для повторения
- 2. Движение и развитие
- 3. Пространство и время как философские категории
- 4. Время в философских концепциях
- 6. Синергетика. Системный подход
- Вопросы для повторения
- Темы рефератов и докладов
- 1. “Природа” как философская категория
- 2. Гипотезы о возникновении жизни на Земле
- 3. Особенности живой природы
- 4. Природа и общество
- 5. Концепции будущего земной жизни:
- Вопросы для повторения
- 1. Противоречия между обществом и природой
- 2. Попытки осмысления ситуации
- 3. Глобальные проблемы современности:
- Вопросы для повторения
- 2. Биопсихосоциальное своеобразие человека
- 3. Родовые признаки человека
- Вопросы для повторения
- 2. Психофизические проблемы сознания
- 3. Природа идеального
- 4. Эмоции, их формы и значение в психической деятельности
- 5. Воля. Структура волевого акта. Память
- 6.Сознание. Подсознание. Сверхсознание
- Вопросы для повторения
- 1. Понятия языка и речи. Функции речи
- 2. Образ и знак, значение и смысл
- 3. Разновидности речи в жизни людей
- 4. Язык науки
- 5. Речевое общение в медицине
- 6. Невербальная коммуникация и ее возможности. Параязык
- 1. Основные положения классического психоанализа
- 2. Продолжатели и реформаторы психоаналитической теории и практики
- 3. Структура психики.
- Психика индивида
- Свойства сознания и бессознательного
- Вопросы для повторения
- Занятие 18. Личность. Проблемы свободы и ответственности
- 1. Человек, индивид, индивидуальность, личность
- 2. Принцип индивидуализма и принцип холизма
- 3. Свобода и необходимость в бытии человека
- 4. Свобода и творчество
- 5. Проблема ответственности в философии и этике
- Вопросы для повторения
- Занятие 19. Основные концепции смысла жизни человека
- 2. Варианты понимания проблемы смысла жизни
- 3. Понятие цели и смысла, их связь и различие
- 4. Объективный, единый смысл жизни человека
- Вопросы для повторения
- 2. Понятие ценности. Виды и функции ценностей
- 3. Диалектика основополагающих нравственных ценностей на примере добра и зла
- Вопросы для повторения
- Занятие 21. Социально-философское учение об обществе
- Основные понятия
- Темы рефератов и докладов
- Основная литература
- Дополнительная литература
- 1.Понятие общества в философии и социологии
- 2. Общество как саморазвивающаяся система
- 3. Подсистемы общества и типы деятельности
- Занятие 22. Культура и цивилизация
- 1. Понятие культуры
- 2. Типология культур
- 3. Развитие культуры
- 4. Культура и цивилизация
- Вопросы для повторения
- Проверьте себя!
- Занятие 23. Познание
- 1. Гносеология — философская теория познания.
- 2. Субъект и объект познания, способы их формирования
- 3. Особенности и взаимосвязь
- 4. Направления познавательной деятельности
- 5. Сущность интуиции, условия и механизмы ее функционирования
- Вопросы для повторения
- 1. Философские уровни понимания истины
- 2. Основные концепции истины в философии
- 3. Аспекты истины
- 4. Критерии истины
- Вопросы для повторения
- 1. Наука, ее цели, предмет, основные функции.
- 2. Специфика научного познания, его уровни.
- 3. Функции научного знания
- 4. Основные формы научного знания.
- 5. Теория как высшая форма организации научного знания.
- Вопросы для повторения
- 1.Понятие метода научного познания.
- 2. Характеристика методов эмпирического уровня
- 3. Теоретические методы исследования
- 4. Общенаучные подходы.
- Вопросы для повторения
- 1. Историческая динамика: рациональное и иррациональное знание
- 2. Отличительные черты и функции практического познания
- 3. Понятие паранауки
- 4. Вненаучное знание
- Вопросы для повторения