3. Патристика. Августин Блаженный
После столетий гонений, казней и прочих репрессий, которым подвергались христиане, в начале IV в. при императоре Константине I Великом состоялся исторический союз имперской власти и новой религии. Как следствие этого, возникла потребность философско-богословского союза, т. Е. синтеза достижений античной философии (при должной селекции и адаптации) и догматов христианской веры. Осуществление такого синтеза составило одну из задач патристики (от лат. «pater» - «отец»). Этим термином обозначают совокупность теологических и философских воззрений так называемых «отцов церкви». Число их различно в разных христианских конфессиях. Однако подавляющее большинство христианских церквей причисляет к ним Афанасия Александрийского, Василия Великого, Григория Богослова и Григория Нисского. Главная заслуга этих богословов — внесение ясности в вопрос о соотношении понятий «сущность» и «ипостась» применительно к лицам Святой Троицы. Термином «сущность» обозначили единое Божество, проявляются в трех лицах Троицы, а термину «ипостась» присвоили те личные уличительные свойства, которые дают им самостоятельное бытие. Сущность Божества принадлежит в равной степени всем трем лицам Троицы, а выражается только в одном Отце. Этой сущностью в равной мере обладает каждая ипостась. В то же время каждой ипостаси присущи некоторые особые свойства. Так, для Отца нерожденность, для Сына — рождениe от Отца, для Духа — исхождение от Отца через Сына. Поскольку Божественная сущность у всех трех ипостасей едина, следовательно, они единосущны.
В латинской патристике наиболее известен Святой (Блаженный) Августин Аврелий (354-430), епископ г. Гипнона, Северная Африка. Взгляды Августина вызревали в борьбе с идейными противниками и отличались полемическими крайностями, зачастую в ущерб логической связности. Его богословские и философские положения зачастую не согласуются между собою. В полемике с манихейством, религиозным учением о вечной борьбе сил света и тьмы, Августин разработал строго монистическую философско-теологическую доктрину. Бог сотворил мир из ничего. Только Бог обладает подлинным бытием, все остальное существует постольку, поскольку это дозволяется божественной волей.
Оригинально учение Августина о времени. Бог пребывает в вечности, удел же тварного мира – находиться в потоке времени. Августин акцентирует духовный аспект времени. Для отдельного человека связь прошлого, настоящего и будущего выступает как единство в душе его памяти, созерцания и упования. В космическом масштабе связь времен чудесно и таинственно заложена в божественных планах относительно мировых судеб.
Поскольку мир создан по образу и подобию божественного разума, поскольку он отражает истинное бытие, то этот мир по необходимости добр и прекрасен. Откуда же происходит мировое зло? Проблему теодицеи (т.е. оправдания Бога за земное зло) Августин решает в том смысле, что зла по сути не существует. Имеет место неполное добро, дефицит блага в тварном мире. Даже ад не лишен блага.
Мир представляет собой лестницу созданий, расположенных божественным разумом и волей в гармоническом порядке. Каждый предмет имеет целесообразное место в общем плане мироздания. Во главе тварей здешнего мира стоят разумные существа, чье прибли
Показательна идейная борьба Августина против пелагианства. Ирландский богослов Пелагий учил, что главным фактором спасения души человека является свободный почин его воли. Августин, осуждая пелагианство, отказался от им же утверждаемой свободы воли. В спасении или погибели душ имеет место предопределение. Бог – грозный и беспощадный судия, чей приговор обжалованию не подлежит – еще до сотворения мира предназначил одних к спасению, других к погибели. Это учение в ближайшей исторической перспективе оказалось невостребованным, поскольку объективно препятствовало претензиям церкви на руководство делом душевного спасения паствы.
Когда в 410 г. Рим был разграблен готами, язычники приписали эту катастрофу забвению древних богов. Контраргументом против языческого реваншизма явился труд Августина «О граде Божием». В нем изложены важнейшие положения об организации средневекового общественно-политического устройства. Имеются два града – земной и небесный, оба созданы любовью, первый – к себе, второй – к Богу. Первыми гражданами их были грешник Каин и праведник Авель. По мысли Августина, общественно-политическую жизнь следует строить на основе духовного объединения верующих. И если Рим пал, то это означает поражение земного, но не небесного града. Христианская церковь призвана организовать жителей небесного града, попечительствовать над воссозданием и функционированием светской власти (града земного). Идея приоритета церковной власти над государственной, высказанная Августином, легла в основу средневековых политических учений.
- Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Юго-Западный государственный университет»
- Основы философии
- Содержание
- Предисловие
- Введение
- Раздел I. Введение в философию
- Занятие 1. Мировоззрение, его сущность и основные типы
- Основные понятия
- Основная литература
- Дополнительная литература
- 1. Понятие мировоззрения
- 2. Структура мировоззрения
- 3. Мифология как форма мировоззрения
- 4. Религия как форма мировоззрения
- 5. Обыденное мировоззрение
- 6. Научное мировоззрение
- Вопросы для повторения
- Тематика рефератов
- 1. Происхождение философии
- 2. Философия в системе наук
- 3.Философия как наука
- 4. Предмет и объект философии
- 5. Функции философии
- 6. Структура философии
- Вопросы для повторения
- Проверьте себя!
- 5. Выберите самое приемлемое сегодня определение философии:
- 6. Чем занимается онтология:
- Раздел II. История философии
- Занятие 3. Философия древнего востока
- Основные понятия и персоналии
- Основная литература
- Дополнительная литература
- 1.Особенности философии древнего мира
- 2. Становление философского сознания в Древней Индии
- 3. Специфика формирования философии в Древнем Китае
- Вопросы для повторения
- 1.Основные проблемы
- 2. Космоцентризм раннегреческих философов
- 3.Пифагорейская школа
- 4. Элейская школа
- 5.Философское учение Эмпедокла и Анаксагора
- 6. Атомистический материализм Демокрита и Эпикура
- 7. Софисты и скептицизм
- 8. Нравственная революция Сократа
- 9. Философия Платона
- 10. Философия Аристотеля
- 11. Неоплатонизм
- Вопросы для повторения
- Занятие 5. Философия средних веков
- Основные понятия
- Основная литература
- Дополнительная литература
- 1. Становление средневековой философии
- 2. Гностицизм
- 3. Патристика. Августин Блаженный
- Основные принципы религиозной этики Августина:
- 4. Основные идеи византийской средневековой философии
- 5.Философские идеи развитого средневековья.
- 6. Арабская средневековая философия
- 7. Фома Аквинский – систематизатор средневековой схоластики
- Вопросы для повторения
- Занятие 6. Философия нового времени (XVII-XVIII вв.)
- Основные понятия
- Основная литература
- Дополнительная литература
- 1. Основные идеи философии Возрождения
- 2. Предпосылки философии Нового времени
- 3. Философия ф.Бэкона. Разработка индуктивного метода
- 4. Рационалистическая концепция р. Декарта
- 5. Сенсуализм Локка, субъективный идеализм Беркли, агностицизм Юма
- 6. Учение Спинозы и Лейбница о субстанции
- Вопросы для повторения
- 1. Натурфилософия. Новое понимание философии и науки
- 2. Теория познания (гносеология) и методология
- 3. Учение о человеке и обществе
- Вопросы для повторения
- Занятие 8. Русская философия
- Основные понятия
- Основная литература
- Дополнительная литература
- 1. Истоки русской философии
- 2. Славянофильство и западничество
- 3. Русская религиозная философия
- 4. Философия русского космизма
- 5. Идеи политического радикализма в социальной философии России
- 6. Значение русской философии
- Вопросы для повторения
- Занятие 9. Основные направления
- 1. Позитивизм
- 2. Постпозитивизм
- 3. Критический рационализм
- 4. Структурализм
- 5. Прагматизм
- 6. Неокантианство
- 7. Феноменология
- 8. Экзистенциализм
- 9. Персонализм
- 10. Фрейдизм и неофрейдизм
- Вопросы для повторения
- Проверьте себя!
- 1. Понятие бытия. Основные формы бытия
- 2. Проблема субстанции и материи в философии
- 3. Современная наука о строении и свойствах материи
- Вопросы для повторения
- 2. Движение и развитие
- 3. Пространство и время как философские категории
- 4. Время в философских концепциях
- 6. Синергетика. Системный подход
- Вопросы для повторения
- Темы рефератов и докладов
- 1. “Природа” как философская категория
- 2. Гипотезы о возникновении жизни на Земле
- 3. Особенности живой природы
- 4. Природа и общество
- 5. Концепции будущего земной жизни:
- Вопросы для повторения
- 1. Противоречия между обществом и природой
- 2. Попытки осмысления ситуации
- 3. Глобальные проблемы современности:
- Вопросы для повторения
- 2. Биопсихосоциальное своеобразие человека
- 3. Родовые признаки человека
- Вопросы для повторения
- 2. Психофизические проблемы сознания
- 3. Природа идеального
- 4. Эмоции, их формы и значение в психической деятельности
- 5. Воля. Структура волевого акта. Память
- 6.Сознание. Подсознание. Сверхсознание
- Вопросы для повторения
- 1. Понятия языка и речи. Функции речи
- 2. Образ и знак, значение и смысл
- 3. Разновидности речи в жизни людей
- 4. Язык науки
- 5. Речевое общение в медицине
- 6. Невербальная коммуникация и ее возможности. Параязык
- 1. Основные положения классического психоанализа
- 2. Продолжатели и реформаторы психоаналитической теории и практики
- 3. Структура психики.
- Психика индивида
- Свойства сознания и бессознательного
- Вопросы для повторения
- Занятие 18. Личность. Проблемы свободы и ответственности
- 1. Человек, индивид, индивидуальность, личность
- 2. Принцип индивидуализма и принцип холизма
- 3. Свобода и необходимость в бытии человека
- 4. Свобода и творчество
- 5. Проблема ответственности в философии и этике
- Вопросы для повторения
- Занятие 19. Основные концепции смысла жизни человека
- 2. Варианты понимания проблемы смысла жизни
- 3. Понятие цели и смысла, их связь и различие
- 4. Объективный, единый смысл жизни человека
- Вопросы для повторения
- 2. Понятие ценности. Виды и функции ценностей
- 3. Диалектика основополагающих нравственных ценностей на примере добра и зла
- Вопросы для повторения
- Занятие 21. Социально-философское учение об обществе
- Основные понятия
- Темы рефератов и докладов
- Основная литература
- Дополнительная литература
- 1.Понятие общества в философии и социологии
- 2. Общество как саморазвивающаяся система
- 3. Подсистемы общества и типы деятельности
- Занятие 22. Культура и цивилизация
- 1. Понятие культуры
- 2. Типология культур
- 3. Развитие культуры
- 4. Культура и цивилизация
- Вопросы для повторения
- Проверьте себя!
- Занятие 23. Познание
- 1. Гносеология — философская теория познания.
- 2. Субъект и объект познания, способы их формирования
- 3. Особенности и взаимосвязь
- 4. Направления познавательной деятельности
- 5. Сущность интуиции, условия и механизмы ее функционирования
- Вопросы для повторения
- 1. Философские уровни понимания истины
- 2. Основные концепции истины в философии
- 3. Аспекты истины
- 4. Критерии истины
- Вопросы для повторения
- 1. Наука, ее цели, предмет, основные функции.
- 2. Специфика научного познания, его уровни.
- 3. Функции научного знания
- 4. Основные формы научного знания.
- 5. Теория как высшая форма организации научного знания.
- Вопросы для повторения
- 1.Понятие метода научного познания.
- 2. Характеристика методов эмпирического уровня
- 3. Теоретические методы исследования
- 4. Общенаучные подходы.
- Вопросы для повторения
- 1. Историческая динамика: рациональное и иррациональное знание
- 2. Отличительные черты и функции практического познания
- 3. Понятие паранауки
- 4. Вненаучное знание
- Вопросы для повторения