logo
Aseeva_OSNOV_FILOSOFII_Uch_-metod_posobie

1. Наука, ее цели, предмет, основные функции.

Многомерность науки. Сциентизм и антисциентизм

Философия науки – это философская дисциплина, предметом которой является исследование науки как особой формы духовной деятельности человеческого общества. Этот раздел изучает сущность науки, ее функции в обществе, связь с иными формами духовной деятельности человечества. Философия науки в современном виде приобрела свой статус лишь в ХХ веке.

Наука - сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности. Понятие "наука" включает в себя как деятельность по получению нового знания, так и результат этой деятельности - сумму полученных к данному моменту научных знаний, образующих в совокупности научную картину мира.

Цели науки - описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности, составляющих предмет ее изучения, на основе открываемых законов.

Отражая мир в его материальности и развитии, наука образует единую взаимосвязанную, развивающуюся систему знаний о его законах. Вместе с тем, она разделяется на множество отраслей знания (частных наук), которые различаются между собой тем, какую сторону действительности, форму движения материи они изучают.

Научные дисциплины условно можно подразделить на большие группы (подсистемы) - естественные, общественные и технические науки, различающиеся по своим предметам и методам. Каждая из указанных подсистем в свою очередь образует систему разнообразным способом координированных наук: так, в состав естественных наук входят механика, физика, химия, биология и др., каждая из которых подразделяется на ряд научных дисциплин: биофизика, физическая химия и т.д. Резкой грани между этими подсистемами нет, ряд научных дисциплин занимает промежуточное положение. Отметим, что проблема детальной классификации наук остается крайне сложной и полностью не решенной. Каждая наука вносит свой вклад в систему научного знания.

По своей направленности, по непосредственному отношению к практике отдельные науки принято подразделять на фундаментальные и прикладные. Задачей фундаментальных наук является познание законов, управляющих поведением и взаимодействием базисных структур природы, общества и мышления. Фундаментальные научные исследования определяют перспективы развития науки.

Непосредственная цель прикладных наук - применение результа­тов фундаментальных наук для решения не только познавательных, но и социально-практических проблем. Современный этап научно-технического прогресса связан с развитием высоких, наукоемких технологий (микроэлектроника, информационные технологии, биотехнология и т.п.), которые, сохраняя свою прикладную направленность, приобретают решающий характер в развитии науки.

Отношение общества к науке, понимание ее роли неоднозначно. Это проявляется в двух противоположных мировоззренческих позициях. Одна из них - сциентизм (от латинского scientia - наука) - в своей основе имеет представление о науке, научном познании как наивысшей культурной ценности и достаточном условии ориентации человека в мире. Необходимо отметить, что идеалом для сциентизма является не всякое научное знание, а результаты и методы естествен­нонаучного познания. При этом принижаются или вовсе отрицаются социальные науки как не имеющие познавательного значения и отвергается гуманистическая сущность науки как таковой. Антисциентизм подчеркивает ограниченность возможностей науки, а в своих крайних формах толкует ее как силу, чуждую и враждебную подлинной сущности человека, силу, разрушающую культуру. Методологи­ческая основа антисциентистских воззрений - абсолютизация отрицательных результатов развития науки и техники (обострение экологической ситуации, военная опасность и др.)

Несомненно, что обе позиции в отношении к науке содержат ряд рациональных моментов, синтез которых позволит более точно определить ее место и роль в современном мире. При этом одинаково ошибочно как непомерно абсолютизировать науку, так и недооценивать, а тем более, полностью отвергать ее. Необходимо объективно относиться к науке, к научному познанию, видеть их остро противоречивый процесс развития.