logo
Aseeva_OSNOV_FILOSOFII_Uch_-metod_posobie

1. Понятие культуры

Первоначальное значение латинского слова "культура" связано с такими словами как возделывание, уход, почитание. Изначально применение слова "культура" ограничивалось сферой сельского хозяйства, под ним понимался способ возделывания, обработки земли, и только в XVIII веке оно стало наполняться духовным содержанием и обозначать совершенствование человеческих качеств. В эпоху Просвещения культурным называли человека начитанного и утончённого в манерах.

В современном значении слово "культура" впервые употребил немецкий историк и философ И.Г. Гердер (1744-1803). В 20-ти томном труде "Идеи к философии истории человечества" (1784-1791) он впервые употребил это слово во множественном числе, подчеркнув уникальность и равноправность различных национальных культур. По его мнению, именно культура является основной сплачивающей силой общества, а внутренней сущностью самой культуры, ее ядром выступает язык.

В XX веке культура начинает трактоваться предельно широко – как универсальный способ бытия человека в мире (в отличие от животных, о культуре которых можно говорить только в метафорическом смысле), как искусственно созданная, преобразованная человеком среда обитания (в этом смысле культура выступает синонимом ноосферы).

Культура обычно понимается в двух основных значениях: широком и узком. В первом случае культура оказывается тождественной общественной человеческой жизни, во втором – выступает синонимом духовной жизни общества и человека.

Современные исследователи насчитывают более 500 различных определений культуры, отметим лишь некоторые из них, наиболее репрезентативные.

Так, Зигмунд Фрейд в работе "Будущее одной иллюзии" определил культуру как "Всю сумму достижений и учреждений, отличающих нашу жизнь от жизни наших животных предков и служащих двум целям: защите людей от природы и урегулированию отношений между людьми".

По мнению А.Г. Спиркина, культура – есть совокупность материальных и духовных ценностей, а также способов их созидания, умение использовать их для прогресса человечества, передавать от поколения к поколению. А.И.Кравченко определяет культуру как "комплекс, включающий знания, верования, искусство, мораль, законы, обычаи, а также иные способности и навыки, усвоенные человеком как членом общества". По А.Л. Доброхотову, "культура – это универсум искусственных объектов (идеальных и материальных предметов; объективированных действий и отношений), созданный человечеством в процессе освоения природы".

На наш взгляд, наиболее емко и лаконично культуру можно определить как материально-духовную среду, созданную человеком. В этом отношении культура, с одной стороны, противостоит, а, с другой стороны, надстраивается, вырастает из природы как естественной среды обитания человека и общества.

В современной философии можно выделить два основных подхода к осмыслению культуры. С точки зрения аксиологического подхода, культура – это система ценностей, сложная иерархия идеалов и смыслов, значимая для конкретного общественного организма. Сторонники этого подхода обращают особое внимание на творческий и личностный аспекты культуры, рассматривая ее как меру гуманизации человека и общества.

С точки зрения деятельностного подхода, культура – это специфический способ человеческой жизнедеятельности, "система внебиологически выработанных механизмов, благодаря которым стимулируется, программируется и реализуется активность людей в обществе" (Э. Маркарян).

Важно отметить, что основным элементом культуры, её далее неделимой "клеточкой" выступает ценность. Понятие ценности выражает значимость объектов окружающего мира для человека, социальной группы, общества в целом. Эта значимость определяется не свойствами предметов самих по себе, а их вовлеченностью в сферу человеческой жизнедеятельности, интересов и потребностей, социальных отношений. Иными словами, ценность имеет значение потому, что способна удовлетворить потребности человека или общества. Таким образом, получается, что к культуре относится все, что ценно для человека, что имеет для него значение.