logo
Aseeva_OSNOV_FILOSOFII_Uch_-metod_posobie

1. Становление средневековой философии

Формирование философии средневековья происходило на фоне кризиса и распада Римской империи и становления феодализма.

В первые столетия нашей эры империя, разместившаяся на огромных пространствах Европы, Азии и Африки, пришла в упа­док вследствие внутренних противоречий: между развитостью экономических связей и низкой производительностью рабского труда; между метрополией и провинциями; между республикан­ской формой и монархической сутью политических институтов; наконец, между политической и экономической общностью и ду­ховной разобщенностью державы. Эти противоречия приводили к росту социальной и межэтнической напряженности, к распростра­нению политической апатии и эгоизма среди римских граждан. Во времена, когда наличествует отчуждение граждан от мировоззрен­ческих и политических основ общества, в философии нарастают этические искания.

Жители Римской империи эпохи упадка искали ответ на вопрос "как жить?" в эпикуреизме и стоицизме. Эпикурейцы проповедовали ге­донистический принцип наслаждения как высшего блага, причем путь к его достижению усматривали в уклонении от опасной, тре­вожной и суетной публичной жизни. Стоики учили с достоинством претерпевать жизненные невзгоды, считали нравственно допусти­мым самоубийство как разрешение противоречия между законом добродетели и невозможностью осуществить его в действительно­сти. В целом оба учения ориентированы на приспособление к ре­альности, но не на изменение ее.

Варвары, которые постоянно атаковали границы империи, не были в состоянии вследствие своей культурной отсталости предло­жить конструктивный выход. Они могли либо разрушить, либо в лучшем случае унаследовать ценности римской цивилизации.

Мировая империя нуждалась в мировой религии. Таковая поя­вилась на ближневосточной окраине империи в лице христианства. Именно ему предстояло стать духовным связующим началом сперва римского мира, а затем и всей средневековой Европы.