logo
Aseeva_OSNOV_FILOSOFII_Uch_-metod_posobie

3. Свобода и необходимость в бытии человека

Свобода – одна из основных философских категорий, характеризующих сущность человека и его существование. Она состоит в возможности личности мыслить и поступать в соответствии со своими представлениями и желаниями, а не вследствие внутреннего и внешнего принуждения.

Существуют две крайние концепции свободы человека. Одна из них — фатализм рассматривает человека как существо, объективно обусловленное и четко детерминированное внешними силами. По cyти своей фаталистичными являются религиозные точки зрения, которые отстаивают идею божественного предопределения человека. Некоторые богословы христианства и ислама толкуют историю как реализацию божественной воли, и верующим не остается ничего иного, как только в cyeте земной готовиться к Царству Божиему.

Аналогичные идеи содержатся и в философских учениях прошлого и настоящего, в которых ход истории, а также природные и естественные причинные связи и естественная необходимость предопределяют судьбу человека. Человек — часть природы, перед которой он бессилен. Здесь не остается места для свободного выбора, ибо нет альтернатив (астрология).

Другая концепция - волюнтаризм видит в человеке существо абсолютно независимое от внешних обстоятельств. Сторонники волюнтаризма определяют высшим принципом бытия волю человека и ее полную независимость от реальностей мира. Например, немецкий философ Г. Фихте считал, что творцом в мире является «Я» человека.

В экзистенциализме воля «человека — это замкнутая, автономная сила, присущая индивиду». Человек внутренне «обречен на свободу».

Очевидная ограниченность фатализма и волюнтаризма порождают стремление выявить подлинную взаимосвязь между свободой и необходимостью.

Еще Б. Спиноза показал, что свобода связана с познанием необходимости. Он утверждал, что человек, не признающий необходимости, стано­вится рабом своих страстей и влечений.

Познание необходимости — первое условие сво­бодной деятельности человека. С точки зрения со­временной философии понятие свободы включает в себя: познание законов природы, общества и челове­ческого мышления; принятие решений, выявление способов и средств, способствующих достижению поставленных целей; наличие желания и способностей, необходимых для претворения принятых реше­ний в жизнь. Реализуя свою свободу, человек дол­жен сделать свой выбор. Его выбор будет определен присущими ему ценностной ориентацией, потребно­стями и интересами. Сделав выбор желаемого, чело­век тем самым «снимает» противоречие между сво­бодой и необходимостью.

Высшая степень свободы человека — это совпаде­ние его стремления, воли, хотения и объективной необходимости.

Уровень развития культуры определяет границы свободы человека, поэтому свобода человека исто­рична. Однако недостаточно иметь право на свободу, нужно уметь пользоваться им. Человек в течение всей современной цивилизации стремился как можно полнее реализовать идеал свободы, но всегда остает­ся несовпадение между "хочу" и "могу".

Встречается такое понимание: свобода — это возможность поступать так, как хочется. Ек. Великая говорила: свобода — это когда никто не может заставить меня делать то, что я не хочу. Она уловила противоположность свободы принуждению. Принуждение — это действие человека под влиянием каких-либо внешних сил, вопреки своим внутренним убеждениям, целям и интересам.

Может ли человек всегда поступать, как ему хочется? Возможна ли абсолютная свобода? Представим, что человек достиг максимальной или абсолютной свободы. Он устранил все формы зависимости, отказался от всех обязательств, порвал многочисленные узы, которые, хотя и ограничивали его свободу, но зато делали его близким определенному кругу людей. В конце концов он остается наедине с самим собой. Человек абсолютно свободен, значит, он одинок.

В русской философской традиции категория свободы соотносилась с понятием «воля», «вольница». Поэтому свобода человека понимается часто именно как свобода воли или моральная свобода. Свобода воли – понятие, означающее возможность беспрепятственного внутреннего самоопределения человека в выполнении тех или иных целей и задач личности. Моральная свобода — это господство над поведением, достигаемое посредством познания и усвоения личностью моральной необходимости. Прежде всего моральная свобода предполагает как необходимое условие объективную возможность выбора формы поведения. Если такая возможность отсут­ствует, то поведение человека зависит от внешней необходимости. Следующим условием является субъективная способность действующего индивида к выбору формы поведения. Такая способность в праве и этике называется вменяемостью. Это – способность человека сделать сознательный выбор правильной, оптимальной в данной ситуации формы поведения и мотивировать его. Моральная ответственность не возлагается, например, на младенцев и на слабоумных, поскольку их сознание не в состоянии контролировать поступки при помощи разума.

Кстати, проблема нравственного выбора была одной из главных тем размышления датского философа Кьеркегора, предшественника современной западной фило­софии экзистенциализма. Его основная работа так и назы­валась «Или—или» (1843). Кьеркегор заострил проблему до предела. Выбор «потрясает» душу и ущемляет свободу. Вы­бор для человека — всегда трагедия, переживание. Хочет, не хочет — человек должен выбирать. Выбор, таким образом, эк­зистенциален (т. е. навязан «извне», самим фактом существо­вания человека в обществе). Выбор для человека — всего лишь «смена масок» и «игра в прятки». В конечном счете «или — или» — безразлично, (т. к.: женишься — пожалеешь,— писал Кьеркегор,— и не женишься пожа­леешь) . Главный выбор — это — «не повредить душе своей». Ибо «ты, может быть, и обретешь весь мир, но потеряешь се­бя самого, повредишь душе своей». Так писал Кьеркегор, ко­торый также ставил превыше всего индивидуальную этику.