3. Свобода и необходимость в бытии человека
Свобода – одна из основных философских категорий, характеризующих сущность человека и его существование. Она состоит в возможности личности мыслить и поступать в соответствии со своими представлениями и желаниями, а не вследствие внутреннего и внешнего принуждения.
Существуют две крайние концепции свободы человека. Одна из них — фатализм рассматривает человека как существо, объективно обусловленное и четко детерминированное внешними силами. По cyти своей фаталистичными являются религиозные точки зрения, которые отстаивают идею божественного предопределения человека. Некоторые богословы христианства и ислама толкуют историю как реализацию божественной воли, и верующим не остается ничего иного, как только в cyeте земной готовиться к Царству Божиему.
Аналогичные идеи содержатся и в философских учениях прошлого и настоящего, в которых ход истории, а также природные и естественные причинные связи и естественная необходимость предопределяют судьбу человека. Человек — часть природы, перед которой он бессилен. Здесь не остается места для свободного выбора, ибо нет альтернатив (астрология).
Другая концепция - волюнтаризм видит в человеке существо абсолютно независимое от внешних обстоятельств. Сторонники волюнтаризма определяют высшим принципом бытия волю человека и ее полную независимость от реальностей мира. Например, немецкий философ Г. Фихте считал, что творцом в мире является «Я» человека.
В экзистенциализме воля «человека — это замкнутая, автономная сила, присущая индивиду». Человек внутренне «обречен на свободу».
Очевидная ограниченность фатализма и волюнтаризма порождают стремление выявить подлинную взаимосвязь между свободой и необходимостью.
Еще Б. Спиноза показал, что свобода связана с познанием необходимости. Он утверждал, что человек, не признающий необходимости, становится рабом своих страстей и влечений.
Познание необходимости — первое условие свободной деятельности человека. С точки зрения современной философии понятие свободы включает в себя: познание законов природы, общества и человеческого мышления; принятие решений, выявление способов и средств, способствующих достижению поставленных целей; наличие желания и способностей, необходимых для претворения принятых решений в жизнь. Реализуя свою свободу, человек должен сделать свой выбор. Его выбор будет определен присущими ему ценностной ориентацией, потребностями и интересами. Сделав выбор желаемого, человек тем самым «снимает» противоречие между свободой и необходимостью.
Высшая степень свободы человека — это совпадение его стремления, воли, хотения и объективной необходимости.
Уровень развития культуры определяет границы свободы человека, поэтому свобода человека исторична. Однако недостаточно иметь право на свободу, нужно уметь пользоваться им. Человек в течение всей современной цивилизации стремился как можно полнее реализовать идеал свободы, но всегда остается несовпадение между "хочу" и "могу".
Встречается такое понимание: свобода — это возможность поступать так, как хочется. Ек. Великая говорила: свобода — это когда никто не может заставить меня делать то, что я не хочу. Она уловила противоположность свободы принуждению. Принуждение — это действие человека под влиянием каких-либо внешних сил, вопреки своим внутренним убеждениям, целям и интересам.
Может ли человек всегда поступать, как ему хочется? Возможна ли абсолютная свобода? Представим, что человек достиг максимальной или абсолютной свободы. Он устранил все формы зависимости, отказался от всех обязательств, порвал многочисленные узы, которые, хотя и ограничивали его свободу, но зато делали его близким определенному кругу людей. В конце концов он остается наедине с самим собой. Человек абсолютно свободен, значит, он одинок.
В русской философской традиции категория свободы соотносилась с понятием «воля», «вольница». Поэтому свобода человека понимается часто именно как свобода воли или моральная свобода. Свобода воли – понятие, означающее возможность беспрепятственного внутреннего самоопределения человека в выполнении тех или иных целей и задач личности. Моральная свобода — это господство над поведением, достигаемое посредством познания и усвоения личностью моральной необходимости. Прежде всего моральная свобода предполагает как необходимое условие объективную возможность выбора формы поведения. Если такая возможность отсутствует, то поведение человека зависит от внешней необходимости. Следующим условием является субъективная способность действующего индивида к выбору формы поведения. Такая способность в праве и этике называется вменяемостью. Это – способность человека сделать сознательный выбор правильной, оптимальной в данной ситуации формы поведения и мотивировать его. Моральная ответственность не возлагается, например, на младенцев и на слабоумных, поскольку их сознание не в состоянии контролировать поступки при помощи разума.
Кстати, проблема нравственного выбора была одной из главных тем размышления датского философа Кьеркегора, предшественника современной западной философии экзистенциализма. Его основная работа так и называлась «Или—или» (1843). Кьеркегор заострил проблему до предела. Выбор «потрясает» душу и ущемляет свободу. Выбор для человека — всегда трагедия, переживание. Хочет, не хочет — человек должен выбирать. Выбор, таким образом, экзистенциален (т. е. навязан «извне», самим фактом существования человека в обществе). Выбор для человека — всего лишь «смена масок» и «игра в прятки». В конечном счете «или — или» — безразлично, (т. к.: женишься — пожалеешь,— писал Кьеркегор,— и не женишься пожалеешь) . Главный выбор — это — «не повредить душе своей». Ибо «ты, может быть, и обретешь весь мир, но потеряешь себя самого, повредишь душе своей». Так писал Кьеркегор, который также ставил превыше всего индивидуальную этику.
- Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Юго-Западный государственный университет»
- Основы философии
- Содержание
- Предисловие
- Введение
- Раздел I. Введение в философию
- Занятие 1. Мировоззрение, его сущность и основные типы
- Основные понятия
- Основная литература
- Дополнительная литература
- 1. Понятие мировоззрения
- 2. Структура мировоззрения
- 3. Мифология как форма мировоззрения
- 4. Религия как форма мировоззрения
- 5. Обыденное мировоззрение
- 6. Научное мировоззрение
- Вопросы для повторения
- Тематика рефератов
- 1. Происхождение философии
- 2. Философия в системе наук
- 3.Философия как наука
- 4. Предмет и объект философии
- 5. Функции философии
- 6. Структура философии
- Вопросы для повторения
- Проверьте себя!
- 5. Выберите самое приемлемое сегодня определение философии:
- 6. Чем занимается онтология:
- Раздел II. История философии
- Занятие 3. Философия древнего востока
- Основные понятия и персоналии
- Основная литература
- Дополнительная литература
- 1.Особенности философии древнего мира
- 2. Становление философского сознания в Древней Индии
- 3. Специфика формирования философии в Древнем Китае
- Вопросы для повторения
- 1.Основные проблемы
- 2. Космоцентризм раннегреческих философов
- 3.Пифагорейская школа
- 4. Элейская школа
- 5.Философское учение Эмпедокла и Анаксагора
- 6. Атомистический материализм Демокрита и Эпикура
- 7. Софисты и скептицизм
- 8. Нравственная революция Сократа
- 9. Философия Платона
- 10. Философия Аристотеля
- 11. Неоплатонизм
- Вопросы для повторения
- Занятие 5. Философия средних веков
- Основные понятия
- Основная литература
- Дополнительная литература
- 1. Становление средневековой философии
- 2. Гностицизм
- 3. Патристика. Августин Блаженный
- Основные принципы религиозной этики Августина:
- 4. Основные идеи византийской средневековой философии
- 5.Философские идеи развитого средневековья.
- 6. Арабская средневековая философия
- 7. Фома Аквинский – систематизатор средневековой схоластики
- Вопросы для повторения
- Занятие 6. Философия нового времени (XVII-XVIII вв.)
- Основные понятия
- Основная литература
- Дополнительная литература
- 1. Основные идеи философии Возрождения
- 2. Предпосылки философии Нового времени
- 3. Философия ф.Бэкона. Разработка индуктивного метода
- 4. Рационалистическая концепция р. Декарта
- 5. Сенсуализм Локка, субъективный идеализм Беркли, агностицизм Юма
- 6. Учение Спинозы и Лейбница о субстанции
- Вопросы для повторения
- 1. Натурфилософия. Новое понимание философии и науки
- 2. Теория познания (гносеология) и методология
- 3. Учение о человеке и обществе
- Вопросы для повторения
- Занятие 8. Русская философия
- Основные понятия
- Основная литература
- Дополнительная литература
- 1. Истоки русской философии
- 2. Славянофильство и западничество
- 3. Русская религиозная философия
- 4. Философия русского космизма
- 5. Идеи политического радикализма в социальной философии России
- 6. Значение русской философии
- Вопросы для повторения
- Занятие 9. Основные направления
- 1. Позитивизм
- 2. Постпозитивизм
- 3. Критический рационализм
- 4. Структурализм
- 5. Прагматизм
- 6. Неокантианство
- 7. Феноменология
- 8. Экзистенциализм
- 9. Персонализм
- 10. Фрейдизм и неофрейдизм
- Вопросы для повторения
- Проверьте себя!
- 1. Понятие бытия. Основные формы бытия
- 2. Проблема субстанции и материи в философии
- 3. Современная наука о строении и свойствах материи
- Вопросы для повторения
- 2. Движение и развитие
- 3. Пространство и время как философские категории
- 4. Время в философских концепциях
- 6. Синергетика. Системный подход
- Вопросы для повторения
- Темы рефератов и докладов
- 1. “Природа” как философская категория
- 2. Гипотезы о возникновении жизни на Земле
- 3. Особенности живой природы
- 4. Природа и общество
- 5. Концепции будущего земной жизни:
- Вопросы для повторения
- 1. Противоречия между обществом и природой
- 2. Попытки осмысления ситуации
- 3. Глобальные проблемы современности:
- Вопросы для повторения
- 2. Биопсихосоциальное своеобразие человека
- 3. Родовые признаки человека
- Вопросы для повторения
- 2. Психофизические проблемы сознания
- 3. Природа идеального
- 4. Эмоции, их формы и значение в психической деятельности
- 5. Воля. Структура волевого акта. Память
- 6.Сознание. Подсознание. Сверхсознание
- Вопросы для повторения
- 1. Понятия языка и речи. Функции речи
- 2. Образ и знак, значение и смысл
- 3. Разновидности речи в жизни людей
- 4. Язык науки
- 5. Речевое общение в медицине
- 6. Невербальная коммуникация и ее возможности. Параязык
- 1. Основные положения классического психоанализа
- 2. Продолжатели и реформаторы психоаналитической теории и практики
- 3. Структура психики.
- Психика индивида
- Свойства сознания и бессознательного
- Вопросы для повторения
- Занятие 18. Личность. Проблемы свободы и ответственности
- 1. Человек, индивид, индивидуальность, личность
- 2. Принцип индивидуализма и принцип холизма
- 3. Свобода и необходимость в бытии человека
- 4. Свобода и творчество
- 5. Проблема ответственности в философии и этике
- Вопросы для повторения
- Занятие 19. Основные концепции смысла жизни человека
- 2. Варианты понимания проблемы смысла жизни
- 3. Понятие цели и смысла, их связь и различие
- 4. Объективный, единый смысл жизни человека
- Вопросы для повторения
- 2. Понятие ценности. Виды и функции ценностей
- 3. Диалектика основополагающих нравственных ценностей на примере добра и зла
- Вопросы для повторения
- Занятие 21. Социально-философское учение об обществе
- Основные понятия
- Темы рефератов и докладов
- Основная литература
- Дополнительная литература
- 1.Понятие общества в философии и социологии
- 2. Общество как саморазвивающаяся система
- 3. Подсистемы общества и типы деятельности
- Занятие 22. Культура и цивилизация
- 1. Понятие культуры
- 2. Типология культур
- 3. Развитие культуры
- 4. Культура и цивилизация
- Вопросы для повторения
- Проверьте себя!
- Занятие 23. Познание
- 1. Гносеология — философская теория познания.
- 2. Субъект и объект познания, способы их формирования
- 3. Особенности и взаимосвязь
- 4. Направления познавательной деятельности
- 5. Сущность интуиции, условия и механизмы ее функционирования
- Вопросы для повторения
- 1. Философские уровни понимания истины
- 2. Основные концепции истины в философии
- 3. Аспекты истины
- 4. Критерии истины
- Вопросы для повторения
- 1. Наука, ее цели, предмет, основные функции.
- 2. Специфика научного познания, его уровни.
- 3. Функции научного знания
- 4. Основные формы научного знания.
- 5. Теория как высшая форма организации научного знания.
- Вопросы для повторения
- 1.Понятие метода научного познания.
- 2. Характеристика методов эмпирического уровня
- 3. Теоретические методы исследования
- 4. Общенаучные подходы.
- Вопросы для повторения
- 1. Историческая динамика: рациональное и иррациональное знание
- 2. Отличительные черты и функции практического познания
- 3. Понятие паранауки
- 4. Вненаучное знание
- Вопросы для повторения