logo
Aseeva_OSNOV_FILOSOFII_Uch_-metod_posobie

1. “Природа” как философская категория

Онтология — это, прежде всего, философия природы (в том числе природных начал человека, его телесного существования и природной среды жизни общества).

Понятие природапонимается в нескольких значениях:

вся до- и внечеловеческая реальность — внешний мир, Вселенная и т.п. синонимы предельно универсального содержания; в этом смысле так называется совокупность всех без исключения вещей и процессов, бытие (появление и существование) которых никак не зависит от людей, их воли и их деятельности;

непосредственно и объективно окружающая человечество среда его обитания, неорганическая и живая, так или иначе испытывающая на себе его влияние (ландшафт, доступные недра Земли, атмосфера и гидросфера, климат, флора, фауна в их биоценозах);

сущность чего-либо, самое главное в чем бы то ни было от начала до конца его существования (биохимическая сущность организма и т.д.).

Понятие бытия шире понятия природы потому, что кроме объективного бытия природы, существует другое — субъективное бытие человеческого духа.

Природа и дух исчерпывают собой всевозможное бытие, за их пределами больше ничего нет (по определению, принятому для данных философских категорий). Дух в виде психики, разума и его интегральных производных — культуры, цивилизации, с одной стороны, и природа “как совокупность всех вещей, поскольку они могут быть предметом наших чувств и нашего опыта” (И. Кант), с другой, во многом полярны, диаметрально противоположны по способам своего существования, структуре и функциям, но в то же самое время они тесно взаимосвязаны.

Следующее из важнейших онтологических понятий — материя (в переводе с латинского – вещество). Философское определение материи предполагает его сопоставление с понятием природы. Они близки, но не одинаковы. Короче всего сказать так, что философская категория “материя” выражает внутреннее единство всей природы, ее скрытую сущность; некие основания, объединяющие собой все бесконечное разнообразие природных явлений. Понятие материи абстрактнее, а потому оно беднее определениями, чем природа. Зато понятие материи глубже понятия природы, которое обнимает собой все возможные проявления объективного бытия.

Близко к понятию материи понятие субстанции (от лат. “sub” — под, в основе + “sto” — стоять, существовать = подоснова, глубинная сущность, сохраняемая при всех возможных изменениях). С материалистической точки зрения эти понятия просто совпадают: материя есть субстанция природы. С религиозно-идеалистических же позиций субстанцией бытия выступает Дух и его производные в виде Бога-творца или Мирового разума и т.п.