logo
Aseeva_OSNOV_FILOSOFII_Uch_-metod_posobie

5. Обыденное мировоззрение

Обыденные представления об окружающей действительности – это часть жизни любого общества и человека. В обыденном мировоззрении зафиксирован и личный практический опыт каждого человека, и коллективное общественное мнение, стереотипы поведения, правила отношений, принятые в данном обществе, суеверия, предрассудки и народная мудрость, здравый смысл.

Обыденный опыт служит для ориентации в настоящем, но и, что не менее важно, помогает быстро разобраться в сложной жизненной ситуации, предположить ее последствия и найти оптимальный выход, дает возможность соотнести свои планы и цели с реальными перспективами, построить модель желаемого развития событий, то есть, направляет вектор человеческой активности в будущее, выделяя прогностическую функцию.

Коллективный социально-практический опыт формирует своеобразные архетипы, корректирующие поведение, в частности, архетип старого мудреца, способного предвидеть будущее, архетип героя, архетип матери. Фрагменты различных знаний из науки, философии, морали, религии, политики и других сфер духовной культуры позволяют человеку наиболее успешно вписаться в реальные социальные отношения и избежать конфликтов и ошибок.

Обыденное мировоззрение в точном смысле этого слова охватывает необходимые всем и всегда, массовые и вечные отношения человека к действительности: природе, самому себе и окружающим людям. А именно: нужнейшие навыки самообслуживания и взаимопомощи; базовые приемы ручного, физического труда, необходимые для ведения домашнего хозяйства и обустройства жилища; утвердившиеся формы каждодневного общения с использованием естественного языка и невербальных знаковых систем (мимики, жестов и др.); сложившиеся традиции половой любви, продолжения рода и домашнего воспитания потомства; варианты отдыха и игровых забав; празднования разных знаменательностей и чествования святынь; умения ориентироваться на местности; посильное врачевание недугов; защиту при опасности, а также многие другие сла­гаемые нашего поведения в житейских ситуациях.

Помимо прочего, обыденные знания отличаются от ос­тальных практических (например, профессиональных) тем, что выходят за круг прямых жизненных забот индивида, кол­лектива, целого сословия или класса. С этой точки зрения далеко не все в составе обыденного мышления можно при­знать собственно практическим, непосредственно утилитар­ным. Рядовой труженик, как правило, имеет свое суждение о политике, экономике, истории, медицине, философии и подобных достаточно глобальных вопросах. Именно претензия на всеохватность дает веский повод обвинять его во всех гносеологических грехах — ограниченности, по­верхности, фрагментарности, необоснованности.