logo
Aseeva_OSNOV_FILOSOFII_Uch_-metod_posobie

6. Атомистический материализм Демокрита и Эпикура

Конкретизировал эту идею атомизм, выступивший в качестве универсальной онтологической концепции природного мира. Ос­новоположниками его считаются Левкипп и Демокрит.

Левкипп и Демокрит полагали, что бытие вечно, телесно, каче­ственно однородно, неизменно, множественно. Все в мире состоит из атомов и пустоты. Атомы также неизменны, качественно одно­родны, различающиеся по форме, величине и расположению, и на­ходятся в постоянном движении. Сцепление большого числа атомов влечет за собой бесконечность мира в пространстве и бесконечность движения. С учением о бесконечности атомов и пустоты связано учение и о существовании бесконечного множества миров. Возникая в разное время и на разных расстояниях, они различны и по сво­ему устройству: в некоторых нет ни солнца, ни луны, в других они больше размерами. Миры преходящи, возникая, они расцветают и гибнут. Демокрит обосновывает цикличность в развитии миров. В основе данной натурфилософской картины мироздания, создан­ной греками, лежали определенные методологические предпосылки: идея необходимости и идея причинности, выступающие как универ­сальный принцип природы вещей.

Интересна демокритовская концепция происхождения жизни. Живые организмы выходят из земли под воздействием влаги и теплоты без всякого творца и разумной цели. Из земли, а возможно от животных, произошли и люди.

Демокритом была развита и гносео­логия: познание есть отражение внешнего мира в ощущениях, пред­ставлениях, в сознании людей. Существует два рода познания: один истинный (логическое познание), другой – темный (познание чувственное). По его мнению, от предметов истекают тончайшие образы (эйдосы), которые проникают через органы чувств в чело­века и вызывают ощущения, представления, мысли о вещах внеш­него мира. С помощью ощущений познается внешняя определен­ность бытия. Сущность же мира – атомы и пустота – познаются разумом. Мудрость и заключается в том, чтобы суметь постичь то, что лежит в основе сущего, в глубине явления. Высказав идею о взаимосвязи вещественного и логического, Демокрит не пытался разобраться в механизме перехода от одного к другому. Это было сделано в дальнейшем Аристотелем.

Наконец, Демокриту принадлежит впервые высказанная идея о движущей силе человеческого общества, которую мыслитель усмат­ривает в нужде, опыте. Позднее эта идея у Эпикура найдет свое обоснование в первом варианте теории естественного состояния и «общественного договора».

Основываясь на атомизме Демокрита, Эпикур считал, что ато­мы различаются не только по величине и форме, но и по весу. Атомы имеют части, но неделимы из-за абсолютной непроницаемо­сти, у Демокрита же неделимость обосновывалась их малостью и отсутствием частей. Эпикур также полагал, что бесконечно лишь количество атомов, а не форм. Сила тяжести и веса, по мнению Эпикура, является причиной самопроизвольного отклонения атомов от первончального направления.

По-своему рассматривает мысли­тель задачу философии. Для него она наука не теоретическая, а практическая. Просвещая и освобождая человека от гнетущих стра­хов и мятежных волнений и чувств, философия должна дать людям посредством размышлений возможность обрести счастье и безмя­тежную жизнь, свободу от человеческих страданий. Отсюда, основ­ной принцип Эпикура и его последователей – удовольствие, но по­нимаемое не в обыденном, укрощенном смысле, речь идет о спо­койствии, благородном, уравновешенном удовольствии. При этом Эпикур считает, что желания человека безграничны, а средства их удовлетворения ограничены. Поэтому необходимо себя ограничить лишь потребностями, неудовлетворение которых ведет к страда­нию. От остальных желаний следует отказаться, в этом необходима мудрость и благоразумие. Через устранение телесных страданий и душевных волнений, тревог человек приходит к здоровью тела и безмятежности души, что и является целью и смыслом жизни. И отнюдь не мгновенное телесное наслаждение являлось для Эпи­кура главным удовольствием, он духовные удовольствия предпочи­тает чувственным. Последователи Эпикура в дальнейшем акцентировали внимание лишь на чувственных наслаждениях, игнорируя роль духовных.