3. Особенности живой природы
По данным современной геохронологии (геохронология - наука об эволюции Земли), возраст Земли - 4,7 млрд. лет (существуют и другие версии). Изменение химического состава литосферы, гидросферы, атмосферы определяли изменения биосферы Земли (биосфера - область активной жизни, охватывающая нижнюю часть атмосферы, гидросферу и верхнюю часть литосферы). В биосфере живые организмы и среда их обитания органически связаны и взаимодействуют друг с другом, образуя целостную динамическую открытую систему (открытая система - система, способная обмениваться энергией с другими системами).
Живое на Земле появилось спустя 1,2-1,7 млрд. лет после ее образования. Хотя живое вещество составляет всего 0, 01 % массы неорганики в пределах Земли, его влияние на природу приобрело космический масштаб, она влияет на всю геосферу, например, на состав атмосферы.
Биосфера создает условия для поддержания условий своего существования, так, например, образовались биогеоценозы - однородные участки земной поверхности (приземный слой атмосферы, солнечная активность, почва и т.д.) с определенным составом живых и неживых компонентов и динамическим взаимодействием между ними, что обусловило своеобразие видового состава живого в разных географических зонах Земли.
Живое вещество - особый тип материальных систем - совокупность живых организмов в биосфере Земли, способных к самовоспроизводству.
Признаки, отделяющие неорганическую природу от живой, составляют философскую проблему. Специфика жизни и живого может быть раскрыта в следующих положениях:
— обмен веществ организма со средой (дыхание, питание, раздражимость, активность, размножение, рост, смерть);
— самоорганизация организмов в соответствии с их генетически заданной программой, генно-хромосомной матрицей;
— эволюция организменных объединений в их борьбе за существование, наследственной изменчивости и мутационных ответах на вызовы внешней среды.
К живому веществу Земли относятся:
• растения (низшие и высшие). Они имеют способность к фотосинтезу, т.е. они синтезируют все необходимые органические вещества из неорганических;
• животные - организмы, имеющие способность к гетеротрофному питанию, т.е. они питаются готовыми органическими соединениями в виде других организмов;
• грибы - организмы, питающиеся растворенными с помощью выделяемых ферментов органическими субстратами, на которых они растут.
Современная клеточная теория (первую клеточную теорию в 1839 г. создал немецкий биолог Теодор Шванн (1810-1882) утверждает, что, во-первых, существует единство принципа строения и развития растений и животных, во-вторых, основным элементом у растений и животных является клетка, в-третьих, единство организма, структурно состоящего из клеток, обеспечивается за счет их взаимодействия, и, в-четвертых, внутри клетки содержится наследственная информация - информация, обеспечивающая свойство организмов повторять в ряду поколений сходные типы обмена веществ и индивидуального развития в целом.
Любой живой организм можно представить в виде динамической системы, в которой одни химические соединения превращаются в другие, создавая необходимую для деятельности организма энергию, обеспечивая обновление белков. Совокупность этих превращений внутри клеток называется обменом веществ - метаболизмом.
Катализаторами химических реакций в организме являются ферменты. Фермент- это биологический катализатор, присутствующий во всех живых клетках и регулирующий обмен веществ; по химической природе практически все ферменты - белки. Белки представляют собой высокомолекулярные органические соединения. По структуре они относятся к полимерам, мономерами в которых (структурными единицами) являются аминокислоты. В центре молекулы аминокислоты находится атом углерода, именно это обстоятельство определяет важность присутствия углерода, в процессах зарождения живого во Вселенной. В зависимости от порядка чередования мономеров образуется множество различных видов белков. В организме человека более 106 различных белков.
От набора ферментов зависит, какие именно реакции в организме будут протекать и белки какого вида содержатся в организме. Эти наборы всегда специфичны для каждого организма и определяются генетической информацией, которая «закодирована» в порядке чередования мономеров в полимере.
Решающая роль в биосинтезе белков принадлежит нуклеиновым кислотам. Одним из величайших событий XX века является открытие в 1953 г. дезоксирибонуклеиновой кислоты – ДНК американским биохимиком Джеймсом Уотсоном и английским биофизиком Френсисом Криком (лауреаты Нобелевской премии по физиологии и медицине 1962 г.).
Вместе с ними Нобелевскую премию получил и английский биофизик Морис Уилкинс, впервые сделавший рентгенограмму молекулы ДНК и рибонуклеиновой кислоты – РНК, открытой английским химиком Александером Тоддом (Нобелевская премия по химии 1957 г.). Эти открытия позволили существенно развить генетику - науку о наследственности и изменчивости организмов и методах управления ими, основоположником которой является австрийский естествоиспытатель Грегор Иоганн Мендель (1822-1884).
Молекула ДНК состоит из двух цепей, состоящих из мономеров нуклеотидов (нуклеотиды являются основой нуклеиновых кислот) и закрученных одна вокруг другой в спираль. В макромолекуле ДНК человека длиной около 1 м содержится около 109 пар нуклеотидов. Макромолекулы ДНК содержатся в ядрах клеток живых организмов, присоединяя белок, составляют хромосомы (нуклеопротеиды), и являются носителями генетической (наследственной) информации или генетического кода. Этот код «записан» в отдельных участках молекул ДНК путем определенного сочетания рядом стоящих нуклеотидов. Каждый вид организмов обладает характерным и постоянным хромосомным набором. Если информацию о наследственности человека напечатать, то она займет более 500 тыс. страниц текста. Эти участки соответствуют определенным генам:
• Ген - единица наследственного материала, ответственная за формирование какого-либо элементарного признака организма. Совокупности генов определяют генотип - наследственную конституцию организма, который, в свою очередь, определяет генофонд (наборы генотипов особей, составляющих данную популяцию). Генетическое тестирование, т.е. определение принадлежности к генотипу, сегодня стало обычной операцией. Нарушение последовательности нуклеотидов в цепи ДНК приводят к наследуемым изменениям в генотипе - мутациям.
• Геном - набор генов, содержащихся в одинарном наборе хромосом данного организма, определяющий данный вид организма. Расшифровка геномов млекопитающих, рыб, насекомых и т.д. является задачей мирового научного сообщества на XXI век. Воспроизводство в клетке состоит их трех частей: репликация - удвоение молекулы ДНК, транскрипция - перенос генетического кода молекулами РНК, трансляция - синтез белков. Этот процесс очень напоминает процесс печатания книги в типографии: структура ДНК, предопределенная генетическим кодом, переносится на матрицу-молекулу РНК, по которой, в свою очередь, «отпечатывают» новый белок.
К настоящему времени разработаны методы искусственной компоновки генов в определенном порядке, составляющие основу биотехнологии и генной инженерии - целенаправленным конструированием сочетаний генов.
Таким образом, к настоящему времени очень результативным подходом в познании феномена живого оказался макромолекулярный подход. Он привел биологию к эпохальным открытиям в области молекулярных основ наследственности, установлению принципа универсальности для всего живого, к пониманию информационной сущности жизни.
- Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Юго-Западный государственный университет»
- Основы философии
- Содержание
- Предисловие
- Введение
- Раздел I. Введение в философию
- Занятие 1. Мировоззрение, его сущность и основные типы
- Основные понятия
- Основная литература
- Дополнительная литература
- 1. Понятие мировоззрения
- 2. Структура мировоззрения
- 3. Мифология как форма мировоззрения
- 4. Религия как форма мировоззрения
- 5. Обыденное мировоззрение
- 6. Научное мировоззрение
- Вопросы для повторения
- Тематика рефератов
- 1. Происхождение философии
- 2. Философия в системе наук
- 3.Философия как наука
- 4. Предмет и объект философии
- 5. Функции философии
- 6. Структура философии
- Вопросы для повторения
- Проверьте себя!
- 5. Выберите самое приемлемое сегодня определение философии:
- 6. Чем занимается онтология:
- Раздел II. История философии
- Занятие 3. Философия древнего востока
- Основные понятия и персоналии
- Основная литература
- Дополнительная литература
- 1.Особенности философии древнего мира
- 2. Становление философского сознания в Древней Индии
- 3. Специфика формирования философии в Древнем Китае
- Вопросы для повторения
- 1.Основные проблемы
- 2. Космоцентризм раннегреческих философов
- 3.Пифагорейская школа
- 4. Элейская школа
- 5.Философское учение Эмпедокла и Анаксагора
- 6. Атомистический материализм Демокрита и Эпикура
- 7. Софисты и скептицизм
- 8. Нравственная революция Сократа
- 9. Философия Платона
- 10. Философия Аристотеля
- 11. Неоплатонизм
- Вопросы для повторения
- Занятие 5. Философия средних веков
- Основные понятия
- Основная литература
- Дополнительная литература
- 1. Становление средневековой философии
- 2. Гностицизм
- 3. Патристика. Августин Блаженный
- Основные принципы религиозной этики Августина:
- 4. Основные идеи византийской средневековой философии
- 5.Философские идеи развитого средневековья.
- 6. Арабская средневековая философия
- 7. Фома Аквинский – систематизатор средневековой схоластики
- Вопросы для повторения
- Занятие 6. Философия нового времени (XVII-XVIII вв.)
- Основные понятия
- Основная литература
- Дополнительная литература
- 1. Основные идеи философии Возрождения
- 2. Предпосылки философии Нового времени
- 3. Философия ф.Бэкона. Разработка индуктивного метода
- 4. Рационалистическая концепция р. Декарта
- 5. Сенсуализм Локка, субъективный идеализм Беркли, агностицизм Юма
- 6. Учение Спинозы и Лейбница о субстанции
- Вопросы для повторения
- 1. Натурфилософия. Новое понимание философии и науки
- 2. Теория познания (гносеология) и методология
- 3. Учение о человеке и обществе
- Вопросы для повторения
- Занятие 8. Русская философия
- Основные понятия
- Основная литература
- Дополнительная литература
- 1. Истоки русской философии
- 2. Славянофильство и западничество
- 3. Русская религиозная философия
- 4. Философия русского космизма
- 5. Идеи политического радикализма в социальной философии России
- 6. Значение русской философии
- Вопросы для повторения
- Занятие 9. Основные направления
- 1. Позитивизм
- 2. Постпозитивизм
- 3. Критический рационализм
- 4. Структурализм
- 5. Прагматизм
- 6. Неокантианство
- 7. Феноменология
- 8. Экзистенциализм
- 9. Персонализм
- 10. Фрейдизм и неофрейдизм
- Вопросы для повторения
- Проверьте себя!
- 1. Понятие бытия. Основные формы бытия
- 2. Проблема субстанции и материи в философии
- 3. Современная наука о строении и свойствах материи
- Вопросы для повторения
- 2. Движение и развитие
- 3. Пространство и время как философские категории
- 4. Время в философских концепциях
- 6. Синергетика. Системный подход
- Вопросы для повторения
- Темы рефератов и докладов
- 1. “Природа” как философская категория
- 2. Гипотезы о возникновении жизни на Земле
- 3. Особенности живой природы
- 4. Природа и общество
- 5. Концепции будущего земной жизни:
- Вопросы для повторения
- 1. Противоречия между обществом и природой
- 2. Попытки осмысления ситуации
- 3. Глобальные проблемы современности:
- Вопросы для повторения
- 2. Биопсихосоциальное своеобразие человека
- 3. Родовые признаки человека
- Вопросы для повторения
- 2. Психофизические проблемы сознания
- 3. Природа идеального
- 4. Эмоции, их формы и значение в психической деятельности
- 5. Воля. Структура волевого акта. Память
- 6.Сознание. Подсознание. Сверхсознание
- Вопросы для повторения
- 1. Понятия языка и речи. Функции речи
- 2. Образ и знак, значение и смысл
- 3. Разновидности речи в жизни людей
- 4. Язык науки
- 5. Речевое общение в медицине
- 6. Невербальная коммуникация и ее возможности. Параязык
- 1. Основные положения классического психоанализа
- 2. Продолжатели и реформаторы психоаналитической теории и практики
- 3. Структура психики.
- Психика индивида
- Свойства сознания и бессознательного
- Вопросы для повторения
- Занятие 18. Личность. Проблемы свободы и ответственности
- 1. Человек, индивид, индивидуальность, личность
- 2. Принцип индивидуализма и принцип холизма
- 3. Свобода и необходимость в бытии человека
- 4. Свобода и творчество
- 5. Проблема ответственности в философии и этике
- Вопросы для повторения
- Занятие 19. Основные концепции смысла жизни человека
- 2. Варианты понимания проблемы смысла жизни
- 3. Понятие цели и смысла, их связь и различие
- 4. Объективный, единый смысл жизни человека
- Вопросы для повторения
- 2. Понятие ценности. Виды и функции ценностей
- 3. Диалектика основополагающих нравственных ценностей на примере добра и зла
- Вопросы для повторения
- Занятие 21. Социально-философское учение об обществе
- Основные понятия
- Темы рефератов и докладов
- Основная литература
- Дополнительная литература
- 1.Понятие общества в философии и социологии
- 2. Общество как саморазвивающаяся система
- 3. Подсистемы общества и типы деятельности
- Занятие 22. Культура и цивилизация
- 1. Понятие культуры
- 2. Типология культур
- 3. Развитие культуры
- 4. Культура и цивилизация
- Вопросы для повторения
- Проверьте себя!
- Занятие 23. Познание
- 1. Гносеология — философская теория познания.
- 2. Субъект и объект познания, способы их формирования
- 3. Особенности и взаимосвязь
- 4. Направления познавательной деятельности
- 5. Сущность интуиции, условия и механизмы ее функционирования
- Вопросы для повторения
- 1. Философские уровни понимания истины
- 2. Основные концепции истины в философии
- 3. Аспекты истины
- 4. Критерии истины
- Вопросы для повторения
- 1. Наука, ее цели, предмет, основные функции.
- 2. Специфика научного познания, его уровни.
- 3. Функции научного знания
- 4. Основные формы научного знания.
- 5. Теория как высшая форма организации научного знания.
- Вопросы для повторения
- 1.Понятие метода научного познания.
- 2. Характеристика методов эмпирического уровня
- 3. Теоретические методы исследования
- 4. Общенаучные подходы.
- Вопросы для повторения
- 1. Историческая динамика: рациональное и иррациональное знание
- 2. Отличительные черты и функции практического познания
- 3. Понятие паранауки
- 4. Вненаучное знание
- Вопросы для повторения