logo
Aseeva_OSNOV_FILOSOFII_Uch_-metod_posobie

10. Философия Аристотеля

Венцом развития древнегреческой философии является всеобъ­емлющая научно-философская система Аристотеля, вместившая в себя все философское мировоззрение античности. Теоретическое наследие Аристотеля (считается, что до нас дошла лишь четверть написанного) представляет собой фундаментально разработанный синтез философского, естественнонаучного и гуманитарного зна­ния, в основе которого воплощена идея генетической и логической взаимосвязи и преемственности всех форм человеческого познания и деятельности. Единство и универсализм знания послужили одним из факторов, обеспечивших учению Аристотеля исключительную долговечность: двадцать веков продолжалось влияние Аристотеля на Западе и Востоке.

Краеугольным камнем философии Аристотеля является учение о материи и форме. В отличие от Платона Аристотель считал, что ис­тинным бытием обладает не идея, а конкретная единичная вещь. Только она может быть сущностью (субстанцией), т. Е. чем-то само­бытным, существующим в самом себе. Всякая единичная вещь пред­ставляет собой сочетание материи и формы. Философ признает объ­ективное существование материи, ее несотворимость и неуничтожимость, однако полагает, что материя является лишь возможностью бытия. Природа и материя не одно и то же. Природа как совокуп­ность различных вещей есть органическое единство материи и фор­мы. Материя как возможность всех вещей превращается в действи­тельность благодаря существованию нематериального начала – фор­мы. Материя пассивна, бесформенна, представляет собой материал для оформления. Форма же – активное начало, творческое. Благода­ря форме материя превращается в действительность, т. Е. в конкрет­ные материальные образования. Достаточно подробно исследовал Аристотель и проблему возникновения и изменения вещей. Концеп­ция четырех причин (формальной, материальной, движущей и целе­вой), познание которых, по Аристотелю, составляет основное содер­жание науки, в итоге сводится философом к проблеме взаимодейст­вия формы и материи.

Большое значение придавал Аристотель про­блеме движения, которое он понимал как изменение вообще. В этой связи он различал четыре вида движения: возникновение и уничто­жение, качественные изменения, количественные, пространственные перемещения. Всякое движение предполагает наличие движущей си­лы, причины.

Величайшей заслугой Аристотеля является развитие диалекти­ки. Для него диалектика – научный метод познания, задача ее в изучении мыслительной деятельности, ведущей к истине. Аристо­тель при этом стремился показать, что диалектическая структура мышления определяется диалектикой бытия. Философ создал фор­мальную логику, науку о законах и формах мышления, открыл законы мышления.