1. Человек, индивид, индивидуальность, личность
Природа человека — это его стойкие, неизменные, общие для всех людей анатомо-физиологические черты, а также общие задатки и свойства, выражающие его родовые особенности как живого существа.
Среди собственно человеческих качеств можно выделить принципиально значимые биологические характеристика: разумность, прямохождение, членораздельная речь, специфика анализаторов, темперамент и т. д. Особое значение имеют родовые признаки человека (см. тему «Сущность и существование человека»).
Биологические и социальные факторы развития человека находятся в тесной, неразрывной связи и не существуют изолированно. Биологическая природа человека составляет необходимую фазу и предпосылку формирования человеческих качеств, которые становятся действительными только в силу действия социальных факторов. При этом, естественно, могут существовать определенные и довольно значительные индивидуальные различия, которые во многом зависят от воздействия социальных факторов.
Человек, с момента его рождения, является индивидом, т. е. единичным природным существом, носителем индивидуально-своеобразных черт Homo sapiens. Понятие индивид служит для обозначения человека, похожего на других, включенного в конкретные социальные связи, мыслящего, радующегося и страдающего.
Личность — это соучастник исторического процесса, один из нескольких миллиардов человек, живущих на планете Земля, обладатель самосознания. Сущность каждого конкретного индивида, как личности, составляет совокупность конкретных социальных качеств, которыми он обладает, и социальных отношений, в которые он включен. Эти связи существуют вне и не зависимо от человека, потому они объективны. Вместе с тем, они реализуются людьми, личностями. Особенностью личности являются высоко развитое самосознание; личность контролирует себя и свои поступки. Становление личности продолжается на протяжении всей жизни человека.
Социальная среда формирует личность. В широком смысле социальная среда (макросреда) охватывает общество в целом, как совокупность общественных отношений, общественного сознания, культуры. Социальная среда в узком смысле (микросреда) включает непосредственное социальное окружение — семью, дом, микрорайон, трудовой коллектив, круг друзей и т. д. Люди не выбирают среду по собственному усмотрению. Она — продукт деятельности, как современного, и всех предшествующих поколений. Однако личность — всегда выше обстоятельств. Личность почти всегда имеет возможность поступить не так, как принято, а как она сам считает правильным. Таким образом, личность, если она действительно является личностью, не является пассивным слепком среды.
Деятельность — основной путь и единственный способ стать личностью. Человек выступает как полноценная личность, если его деятельность в достаточной степени соответствует содержанию и целям деятельности, объединяющим его с другими людьми, что, в конечном счете, отвечает и общественным интересам.
В социальном общении личность складывается под влиянием многообразных отношений, которые возникают между людьми. Это двухсторонний процесс. С одной стороны, происходит усвоение человеком социальных норм и опыта вхождения в социальную среду, в систему общественных отношений, а другой, — процесс воспроизводства общественных связей за счет активной деятельности человека, в "технологии" этого общения заключается существенная роль социализации личности.
Социализация личности — это процесс ее вхождения в социальную среду, приспособления к ней, освоения конкретных социальных ролей и функций, определения собственных идеалов, интересов и потребностей, а также реализация своих жизненных планов и достижения целей. Закономерностью социального развития личности является соразмерность этого процесса с природным развитием человека.
Во взаимодействии с другими людьми происходит как общение, так и внутреннее обособление человека, противопоставление своего "Я" другим. Субъективные представления человека о себе самом в психологии получили название образа "Я" или "Я-образа". Пробуждаясь в человеке, его "Я" помогает стать личностью во всем ее многообразии.
"Я-образ" включает в себя следующие составляющие:
1) это познавательный компонент — представление о своих способностях, внешности, физической силе, социальной значимости;
2) это переживания, себялюбие и т. д.;
3) это оценочно-волевой компонент — стремление быть понятым, желание завоевать симпатии, уважение, повысить свой социальный статус или желание остаться незамеченным, держаться в тени.
Психологи утверждают, что у человека есть множество сменяющих друг друга "Я-образов", попеременно выступающих на передний план самосознания.
Индивидуальность, как дальнейшее развитие личности, выступает ее существенной характеристикой, поскольку она отражает уникальный способ ее бытия, особенности ее поведения, профессиональной деятельности и т. п. Индивидуальность — это и самобытность чувств, и особенности характера, и оригинальность мышления. Индивидуальность личности, ее конкретное содержание обусловлена как той или иной эпохой, так и саморазвитием человека.
Индивидуально-психологические и социально-психологические качества личности образуют основу наращивания других социально-значимых качеств — политических и экономических, философских и правовых, этических и эстетических.
Современные философы утверждают, что индивидом рождаются, а личностью — становятся. Ответственность за то, какой личностью стал человек, лежит, прежде всего, на нем самом.
Индивид проходит в жизни через три хронологические стадии социального вызревания личности: от трех до двенадцати, от двенадцати до семнадцати, и от восемнадцати лет и старше.
Личность проявляет себя также в трех "пространствах" существования: в самом индивиде, в межличностных отношениях, и в других людях. Эти "пространства" существуют не изолированно, а образуют единое "пространство".
- Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Юго-Западный государственный университет»
- Основы философии
- Содержание
- Предисловие
- Введение
- Раздел I. Введение в философию
- Занятие 1. Мировоззрение, его сущность и основные типы
- Основные понятия
- Основная литература
- Дополнительная литература
- 1. Понятие мировоззрения
- 2. Структура мировоззрения
- 3. Мифология как форма мировоззрения
- 4. Религия как форма мировоззрения
- 5. Обыденное мировоззрение
- 6. Научное мировоззрение
- Вопросы для повторения
- Тематика рефератов
- 1. Происхождение философии
- 2. Философия в системе наук
- 3.Философия как наука
- 4. Предмет и объект философии
- 5. Функции философии
- 6. Структура философии
- Вопросы для повторения
- Проверьте себя!
- 5. Выберите самое приемлемое сегодня определение философии:
- 6. Чем занимается онтология:
- Раздел II. История философии
- Занятие 3. Философия древнего востока
- Основные понятия и персоналии
- Основная литература
- Дополнительная литература
- 1.Особенности философии древнего мира
- 2. Становление философского сознания в Древней Индии
- 3. Специфика формирования философии в Древнем Китае
- Вопросы для повторения
- 1.Основные проблемы
- 2. Космоцентризм раннегреческих философов
- 3.Пифагорейская школа
- 4. Элейская школа
- 5.Философское учение Эмпедокла и Анаксагора
- 6. Атомистический материализм Демокрита и Эпикура
- 7. Софисты и скептицизм
- 8. Нравственная революция Сократа
- 9. Философия Платона
- 10. Философия Аристотеля
- 11. Неоплатонизм
- Вопросы для повторения
- Занятие 5. Философия средних веков
- Основные понятия
- Основная литература
- Дополнительная литература
- 1. Становление средневековой философии
- 2. Гностицизм
- 3. Патристика. Августин Блаженный
- Основные принципы религиозной этики Августина:
- 4. Основные идеи византийской средневековой философии
- 5.Философские идеи развитого средневековья.
- 6. Арабская средневековая философия
- 7. Фома Аквинский – систематизатор средневековой схоластики
- Вопросы для повторения
- Занятие 6. Философия нового времени (XVII-XVIII вв.)
- Основные понятия
- Основная литература
- Дополнительная литература
- 1. Основные идеи философии Возрождения
- 2. Предпосылки философии Нового времени
- 3. Философия ф.Бэкона. Разработка индуктивного метода
- 4. Рационалистическая концепция р. Декарта
- 5. Сенсуализм Локка, субъективный идеализм Беркли, агностицизм Юма
- 6. Учение Спинозы и Лейбница о субстанции
- Вопросы для повторения
- 1. Натурфилософия. Новое понимание философии и науки
- 2. Теория познания (гносеология) и методология
- 3. Учение о человеке и обществе
- Вопросы для повторения
- Занятие 8. Русская философия
- Основные понятия
- Основная литература
- Дополнительная литература
- 1. Истоки русской философии
- 2. Славянофильство и западничество
- 3. Русская религиозная философия
- 4. Философия русского космизма
- 5. Идеи политического радикализма в социальной философии России
- 6. Значение русской философии
- Вопросы для повторения
- Занятие 9. Основные направления
- 1. Позитивизм
- 2. Постпозитивизм
- 3. Критический рационализм
- 4. Структурализм
- 5. Прагматизм
- 6. Неокантианство
- 7. Феноменология
- 8. Экзистенциализм
- 9. Персонализм
- 10. Фрейдизм и неофрейдизм
- Вопросы для повторения
- Проверьте себя!
- 1. Понятие бытия. Основные формы бытия
- 2. Проблема субстанции и материи в философии
- 3. Современная наука о строении и свойствах материи
- Вопросы для повторения
- 2. Движение и развитие
- 3. Пространство и время как философские категории
- 4. Время в философских концепциях
- 6. Синергетика. Системный подход
- Вопросы для повторения
- Темы рефератов и докладов
- 1. “Природа” как философская категория
- 2. Гипотезы о возникновении жизни на Земле
- 3. Особенности живой природы
- 4. Природа и общество
- 5. Концепции будущего земной жизни:
- Вопросы для повторения
- 1. Противоречия между обществом и природой
- 2. Попытки осмысления ситуации
- 3. Глобальные проблемы современности:
- Вопросы для повторения
- 2. Биопсихосоциальное своеобразие человека
- 3. Родовые признаки человека
- Вопросы для повторения
- 2. Психофизические проблемы сознания
- 3. Природа идеального
- 4. Эмоции, их формы и значение в психической деятельности
- 5. Воля. Структура волевого акта. Память
- 6.Сознание. Подсознание. Сверхсознание
- Вопросы для повторения
- 1. Понятия языка и речи. Функции речи
- 2. Образ и знак, значение и смысл
- 3. Разновидности речи в жизни людей
- 4. Язык науки
- 5. Речевое общение в медицине
- 6. Невербальная коммуникация и ее возможности. Параязык
- 1. Основные положения классического психоанализа
- 2. Продолжатели и реформаторы психоаналитической теории и практики
- 3. Структура психики.
- Психика индивида
- Свойства сознания и бессознательного
- Вопросы для повторения
- Занятие 18. Личность. Проблемы свободы и ответственности
- 1. Человек, индивид, индивидуальность, личность
- 2. Принцип индивидуализма и принцип холизма
- 3. Свобода и необходимость в бытии человека
- 4. Свобода и творчество
- 5. Проблема ответственности в философии и этике
- Вопросы для повторения
- Занятие 19. Основные концепции смысла жизни человека
- 2. Варианты понимания проблемы смысла жизни
- 3. Понятие цели и смысла, их связь и различие
- 4. Объективный, единый смысл жизни человека
- Вопросы для повторения
- 2. Понятие ценности. Виды и функции ценностей
- 3. Диалектика основополагающих нравственных ценностей на примере добра и зла
- Вопросы для повторения
- Занятие 21. Социально-философское учение об обществе
- Основные понятия
- Темы рефератов и докладов
- Основная литература
- Дополнительная литература
- 1.Понятие общества в философии и социологии
- 2. Общество как саморазвивающаяся система
- 3. Подсистемы общества и типы деятельности
- Занятие 22. Культура и цивилизация
- 1. Понятие культуры
- 2. Типология культур
- 3. Развитие культуры
- 4. Культура и цивилизация
- Вопросы для повторения
- Проверьте себя!
- Занятие 23. Познание
- 1. Гносеология — философская теория познания.
- 2. Субъект и объект познания, способы их формирования
- 3. Особенности и взаимосвязь
- 4. Направления познавательной деятельности
- 5. Сущность интуиции, условия и механизмы ее функционирования
- Вопросы для повторения
- 1. Философские уровни понимания истины
- 2. Основные концепции истины в философии
- 3. Аспекты истины
- 4. Критерии истины
- Вопросы для повторения
- 1. Наука, ее цели, предмет, основные функции.
- 2. Специфика научного познания, его уровни.
- 3. Функции научного знания
- 4. Основные формы научного знания.
- 5. Теория как высшая форма организации научного знания.
- Вопросы для повторения
- 1.Понятие метода научного познания.
- 2. Характеристика методов эмпирического уровня
- 3. Теоретические методы исследования
- 4. Общенаучные подходы.
- Вопросы для повторения
- 1. Историческая динамика: рациональное и иррациональное знание
- 2. Отличительные черты и функции практического познания
- 3. Понятие паранауки
- 4. Вненаучное знание
- Вопросы для повторения