logo
Aseeva_OSNOV_FILOSOFII_Uch_-metod_posobie

Вопросы для повторения

  1. Исключают ли друг друга рациональное и иррациональное знание?

  2. Какие критерии научности нарушаются при использовании ненаучного знания?

  3. Все ли может объяснить наука?

  4. Почему вненаучное знание доступно не всем?

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ!

  1. Какой критерий истины является ведущим в свете её априористской концепции:

а) объективность;

б) полезность;

в) общезначимость;

г) доопытность.

  1. Чем заблуждение отличается от ошибки:

а) тяжестью последствий;

б) юридической ответственностью;

в) коллективным характером;

г) степенью искренности.

  1. Укажите, какой из критериев истины научным не является:

а) непротиворечивость;

б) одобряемость большинством;

в) воспроизводимость;

г) интерсубъективность.

4. Определите логическую основу метода моделирования:

а) дедукция;

б) аналогия;

в) идеализация;

г) абстрагирование.

  1. Укажите основную форму эмпирического знания:

а) идея;

б) гипотеза;

в) закон;

г) факт.

6. Как правильнее соотнести понятия “интеллект” и “мышление”:

а) первое относится и к животным, а второе только к людям;

б) мышление – это интеллект в действии;

в) интеллект решает стандартные задачи, а мышление любые;

г) это одно и то же.

7. Укажите термин, не относящийся к основным формам мышления:

а) понятие;

б) представление;

в) суждение;

г) умозаключение.

8. Какая концепция истины ближе всего к религии:

а) корреспонеденции;

б) когерентная;

в) прагматическая;

г) конвенциональная.

9. В чем состоит конкретность истины:

а) в краткости изложения;

б) в учете условий применения выводов;

в) в ее трактовках разными людьми;

г) в ее историческом развитии.

  1. Укажите отличие индуктивных умозаключений от дедуктивных:

а) вероятностный характер выводов;

б) более частный характер выводов;

в) более общий характер выводов;

г) достоверный характер выводов.

КЛЮЧ: 1г, 2в, 3б, 4б, 5г, 6б, 7б, 8г, 9б, 10а.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Авторы учебного пособия надеются, что в результате краткого ознакомления с основными разделами философии у читавшего и при этом думавшего студента сложилось определенное представление об этом предмете.

Философия возникла по практической потребности человека в объективном, точном, свободном познании мира, общества, себя. Эту потребность она, являясь интегральным знанием, утоляет и по сей день. Поскольку философия собирает свои знания со всего интеллектуального поля человечества, она формирует действительно точную картину мира, чего не может сделать ни одна из частных наук, именно потому, что она частична.

Объективное, точное мировоззрение – основа адекватного поведения в различных жизненных ситуациях и залог успешных практических действий.

Как писал в свое время Ф. Бэкон, философия дает замечательное лекарство и противоядие против невежества и заблуждения.

Философия есть разумно осмысленная жизнь. Пользуйтесь ее знаниями и вы будете совершать меньше ошибок на жизненном пути. Руководствуйтесь философской формулой «Все, что не прогрессирует – деградирует!» и вы всю жизнь будете интересны себе и окружающим вас людям.

356