logo
Aseeva_OSNOV_FILOSOFII_Uch_-metod_posobie

3. Природа идеального

С точки зрения современных ученых и филосо­фов уже в психике животных можно видеть не толь­ко инстинкт, в виде передающихся по наследству сложных поведенческих программ, которые можно назвать застывшим низшим разумом биологического вида, но и определенный разум, связанный со зна­нием, основанном на индивидуальном опыте.

Этот разум позволяет животному ориентироваться в обстановке, вырабатывать определенный план дейст­вий и осуществлять их. Можно сказать, что у высших животных есть и определенный практиче­ский интеллект, который проявляется в непосредст­венной деятельности. Многочисленные работы со­временных этологов (специалистов по поведению животных) показывают, что животным свойственно не только инстинктивное поведение, но и мышление, связанное с существованием у них сложной психики и наличием аналитико-синтетических и других форм мыслительной деятельности, основанных на конкрет­ном, образном мышлении.

Отличие мыслительной деятельности человека от животного заключается в том, что человек обладает выработанной в процессе социально-культурной практики членораздельной речью, сформировавшей у него наряду с образным абстрактное мышление. Языковое мышление является одной из форм дейст­вительного мышления человека, причем такой его формой, которая резко отличается от других. Оно предполагает идеальное отражение действительности и ее осмысление не в виде впечатлений и образов, а как «идеализированных предметов», т. Е. через зна­чение слов, знаков и символов. Абстрактное мышле­ние внесло качественные изменения в развитие че­ловека и всего человечества, оно позволило как бы удвоить мир.

Проблема идеального в философии и психологии до сих пор ос­тается дискуссионной. Особенно это касается природы идеального, его соотношения с сознанием и материей. С нашей точки зрения, наиболее оптимальным является рассмотрение идеального как про­дукта сознания отдельного человека, посредством которого сознание существует реально. Другими словами, сознание способно генериро­вать идеальные образы, знаки, символы, абстракции, отражающие и действительность, и само сознание, и, наконец, знание. Но идеальное не существует без материального: а) внешнего мира вещей, общества; б) физического субстрата – челове­ческого организма, психики, нервной системы, головного мозга; в) зна­ковой системы — искусственного и естественного языка. И хотя содержание идеального отличается от материального, они взаимосвязаны. Если содержание материального включает в себя взаимодействие между материальными объектами, которое сопровождается взаимообменом веществом, энергией, ин­формацией, то содержанием идеального является сама по себе ин­формация, обособленная от вещественно-энергетической стороны.

Рассматривая сознание с точки зрения информации, следует отметить, что сознание есть единство двух информационных форм: перцепции и мышления (образного представления и абстракции). Целостное содер­жание идеального и представляет собой их взаимодействие. Однако природа идеального такова, что человек способен оперировать не толь­ко образами, абстракциями, являющимися слепками окружающего ми­222А, но и такими, которые возникают в результате вымысла, фантазии,т. Е. того, чего нет в реальной, объективной действительности. Подоб­ная специфика идеального, сознания вообще, безусловно, свидетельст­вует о его творческом характере, с одной стороны, с другой – заключа­ет возможность порождения в сфере идеального различного рода оши­бок, заблуждений. Кроме того, она выступает в качестве аргумента в пользу отражательно-символической природы сознания. Идеальное в этой связи вневременно и внепространственно, хотя и существует во взаимосвязи с материальным. Реализуясь в различных сферах челове­ческой деятельности, идеальное одновременно является ее особым ви­дом, придающим целенаправленный характер всей жизнедеятельности человека в целом. Каждый акт ее человек вначале «проигрывает» мыс­ленно, т. Е. совершает его в идеальной форме. Вместе с тем следует учитывать и относительность сознания как идеального: отдельные от­резки своего пути сознание способно преодолеть силой собственной логики. Оно – заместитель, знак, символ, который меняет свои очер­тания независимо от предмета. К примеру, образ Вселенной у 223А223игии­озного человека и образ у атеиста.

Идеальное может быть когни­тивным (гносеологическим) и аксиологическим (ценностным). Если когнитивное содержит образы будущих предметов, программы дея­тельности, модели, теории, гипотезы, то аксиологическое включает идеалы добра, красоты, справедливости.

Таким образом, можно сделать вывод, что идеальное охватыва­ет весь спектр явлений субъективной реальности. Это всякое зна­ние, информация в «чистом виде», существующее в духовном мире индивида и общества.