logo
Aseeva_OSNOV_FILOSOFII_Uch_-metod_posobie

1.Понятие метода научного познания.

Классификация методов научного познания

Метод - это способ достижения цели. Под методом научного познания понимается система регулятивных правил, принципов, приемов, направленных на объективное изучение дейст­вительности, на достижение истины о предмете.

Метод познания, по сути своей, выражает целенаправленность, планомерность процесса познания как процесса, программно осуществляемого. Он является важным инструментом научного познания, двигателем науки, средством ее развития и обогащения новыми результатами.

В идеальном случае метод включает следующие компоненты:

1) сформулированную цель, задачу (проблемный аспект);

2) описание объективной ситуации, в рамках которой решается задача (онтологический аспект);

3) процедуру - перечень операций, необходимых для достижения цели в заданных условиях (процедурный аспект).

К методу научного познания предъявляется ряд требований:

1. Детерминированность метода, т.е. его обусловленность закономерностями как самого объекта, так и познавательной деятельности. Детерминированность метода исключает произвольный набор приемов и операций, но не исключает активности субъекта в использовании метода.

2. Соответствие всех компонентов метода цели исследования.

3. Результативность и надежность метода: он должен быть таким, чтобы мог давать результат с высокой степенью вероятности.

4. Экономичность метода, т.е. затраты на его создание и использование должны быть всегда меньше величины, окупаемой результатами исследования, что показывает обусловленность метода кадровыми, экономическими и социально-организационными факторами.

5. Ясность и эффективная распознаваемость метода. Метод должен быть таким, чтобы им мог воспользоваться при соответствующей подготовке любой человек, пожелавший сделать это.

6. Воспроизводимость метода, т.е. возможность его использования неограниченное число раз, а это зависит от воспроизводимости всех компонентов данного метода.

7. Обучаемость методу. Данное требование разрешает включать в метод только то, чему можно обучить. Так, например, личные способности, опыт исследователя не могут войти в структуру метода.

Существуют два пути формирования метода: стихийный и целенаправленный. В рамках человеческой деятельности стихийно складывается определенный набор действий, посредством которого получается нужный результат. Затем найденный набор действий осознается и целенаправленно используется.

Используемая в современном научном познании система методов столь же многообразна, как и сама наука. Принято выделять общенаучные и частные методы. Общие методы используются на всех уровнях познания и всеми научными дисциплинами при исследовании любой предметной области. К ним относят наблюдение, эксперимент, классификацию и т. д. Частные методы - это методы той или иной конкретной науки (методы электронной микроскопии, описательный метод в биологии и т. д.). Отметим, что данное разделение методов всегда условно, так как по мере развития познания научный метод может переходить из одной категории в другую.

Широко распространена классификация методов научного познания по уровню познания, к которому они принадлежат.