logo
Aseeva_OSNOV_FILOSOFII_Uch_-metod_posobie

9. Философия Платона

Платон был не только великим философом, создавшим пер­вую в истории человечества систему объективного идеализма, но и блестящим художником слова, политическим идеологом, органи­затором и теоретиком науки, проницательным ученым, высказав­шим немало важных и плодотворных идей. Платон синтезировал в своем учении всю предшествующую философию: учение Демок­рита об атомах (идеях), Пифагора о числах, Анаксагора о гомеомериях, диалектику Сократа (умение вести диалог), создает целостную философскую систему. Согла­шаясь с Сократом, что главное в философии – познать сущее, вершиной которого является благо, делающее в свою очередь человека нравственнее, добрее, Платон задается вопросом о том, является ли идея блага общечеловеческой? Ведь для каждого воз­раста своя добродетель. А если так, то что же является для всех видов добродетели общим? И Платон отвечает – идея добродете­ли. Мир идей, созданный Платоном, и является основой общече­ловеческих ценностей, т. К. высшая идея – идея блага, а мудрость как высшая добродетель есть познание этой идеи и воплощение ее в жизнь. Идеи выступают одновременно и идеалами. Это первое. Второе обстоятельство, которое привело Платона к созданию тео­рии мира идей, связано с пониманием общего. Можно ли дать общее определение чему-нибудь из чувственно-воспринимаемого мира? С точки зрения философа – нет, т. К. он непрерывно изме­няется, чувственно-воспринимаемые вещи возникают и погибают, в них нет ничего устойчивого, постоянного, прочного. Общее же, сущее, его природа, проистекают из особого мира, мира идей, ко­торые мы не видим и не слышим. Наши понятия о вещах и есть отпечатки таких идей. Они в противоположность вещам не возни­кают и не погибают, они вечны, неизменны, божественны. Мир идей прекрасен, совершенен. Каждая идея – это образец того, что производит природа. Платон с помощью мира идей доказывает правоту Сократа в том, что все люди приходят к одинаковым мыслям, ибо идеи по природе общие для всех и существуют в од­ном мире.

Таким образом, считает философ, имеются два мира: пер­вый — мир того, что есть и никогда не становится (мир идей) — бытие, и второй – мир того, что постоянно происходит через становление и потому не обладает бытием (мир чувственных вещей). Первый познается разумом, второй — с помощью орга­нов чувств. Всю область знания Платон разделяет на подлинное знание, незнание и мнение, ставя как диалектик вопрос об их взаимоотношении.

Исследуя природу человеческого мышления, Платон пришел к выводу, что понятийное мышление – сфера идеального, противо­положная материальному миру чувственных вещей. Он показал взаимосвязь понятий, переход их друг в друга, явившись творцом субъективной диалектики. Он и первый автор, у которого мы встречаем термин «диалектика». Ядром диалектики Платона явля­ется учение о методе философского исследования истины. Диа­лектика – это не только искусство спора, умение вести диалог, но и умение мыслить. У этого философа она охватывает всю логиче­скую проблематику.

Значительный шаг вперед на пути развития философского зна­ния – платоновская теория строения материи. По Платону вещи состоят из элементов, элементы из частиц (у Демокрита из атомов). Различия между элементами он объясняет структурой частиц, кото­рые состоят из более мелких структурных единиц. Они могут разрушаться и переходить друг в друга, по причине чего их нельзя назвать атомами (неделимыми).

Значительный интерес представляет учение Платона о душе. Она бессмертна, состоит из разумной, страстной и вожделенной частей. Трем частям души, как и трем классам общества (правители, воины и ремесленники с земледельцами), присущи свои добродетели: муд­рость, мужество и умеренность. Наибольшее благо в душе человека и в государстве – это единство и гармония. Платон создает учение об идеальном государстве, пытаясь реализовать свой проект в Сираку­зах, но не удачно.