7. Фома Аквинский – систематизатор средневековой схоластики
Своеобразным завершением философского развития в средние века явилась томистская доктрина, т. е. система взглядов Фомы Аквинского (Томаса Аквината; 1225-1274). Благодаря своему умению при рассмотрении любого вопроса опереться на здравый смысл, отыскать результирующее, гармоническое решение Аквинат, как никто другой, заслужил прозвание «Аристотеля в тонзуре» (т. е. с выбритой по монашескому чину макушкой). В его основных трудах «Сумма теологии» и «Сумма против язычников» основы христианского вероучения отработаны в духе аристотелевской культуры здравого смысла. Один из его жизненных девизов гласил: внимай не тому, кто говорит, но тому, что говорится. Что же касается теории, то здесь его претензии на аристотелевское наследство не столь бесспорны. Фома адаптировал идеи Аристотеля для нужд теоцентризма. Абсолютным бытием обладает только Бог, «чистая актуальность». Все единичное является сотворенным, имеет характер случайный и обусловленный. Материя – «чистая потенциальность», «слабейший вид бытия», характеризуется лишь пассивной восприимчивостью к воздействию извне.
Поскольку Бог есть бытие, которое имеет раз и навсегда установленный порядок и иерархию, то нравственная жизнь человека, согласно мыслителю, заключается в следовании этому порядку как в личной, так и в социальной жизни. Т.о., философ оправдывает и закрепляет сословно-корпоративную мораль феодализма.
Каждый человек должен занимать то положение в обществе, которое ему предопределено Богом и его наместниками на земле: католической церковью и светской властью. Человек испытывает и переживает высшее блаженство только при виде божественной сущности. Но «видеть Бога таким, каков он есть» дано только тем, кто выполняет все предписания религиозной морали и указания церкви.
В споре об универсалиях Фома Аквинский стоял на умеренно-реалистических позициях. Универсалии существуют до вещей как прообразы сущего; в вещах как образы, получившие воплощения; наконец, после вещей как результат абстракции. В томизме сформулирован принцип гармонии веры и разума. Аквинат был убежден в том, что с помощью разума можно подняться до истин откровения. Отвергнув онтологическое доказательство бытия Бога Ансельма Кентерберийского, Фома разработал и усовершенствовал систему апостериорных (т. е. исходящих из опыта) доказательств. Всего доказательств пять. От данных в непосредственном опыте движения, причинной цепи, степеней совершенства и, наконец, природной целесообразности Фома умозаключает о первом двигателе, первой причине, самодовлеющей необходимости и источнике целесообразности – т. е. о Боге.
В отличие от августиновского учения о предопределении Фома отстаивал принцип свободы воли. Избегая крайностей учения Августина о государстве как следствии Каинова преступления, он утверждал в аристотелевском духе, что государство существует затем, чтобы заботиться об общем благе. Задача государя – вести граждан к добродетельной жизни, но к небесному блаженству их ведет церковь. Власть светская должна склониться перед властью духовной. Фома Аквинский был посмертно канонизирован и даже объявлен пятым учителем церкви.
Пьер Абеляр выдвинул требование разумного толкования религиозных догматов. Он подчеркивал, что средством отыскания истины является сомнение: разум имеет право отклонять все ошибочное в произведениях церковных авторитетов и лишь в случае неразрешимых противоречий избирать те доводы авторитета, которые сочтет более убедительными. В сочинении «Познай самого себя, или Этика» Абеляр, в противоположность Августину, доказывает, что человек по свободной воле может не только грешить, но и быть добродетельным. Совесть – естественный закон, присущий всем людям и выступающий критерием нравственности: поступок по совести не является греховным. С необычной страстью Абеляр отстаивает ценность человеческой личности, ее право на самостоятельность и счастье, осуждает бесчеловечность ортодоксальных богословов, которая основывается на невежестве и нетерпимости. Его учение было осуждено Суассонским (1121) и Санским (1140) соборами и папой Иннокентием II прежде всего за антиавторитарные тенденции: именно в этом пункте воззрения Абеляра особенно близко соприкасались с народными ересями. Но такие идеи были не только протестом против абсолютизации божественной санкции в морали, но и своеобразным предвосхищением последующих судеб этической рефлексии на новом этапе истории.
- Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Юго-Западный государственный университет»
- Основы философии
- Содержание
- Предисловие
- Введение
- Раздел I. Введение в философию
- Занятие 1. Мировоззрение, его сущность и основные типы
- Основные понятия
- Основная литература
- Дополнительная литература
- 1. Понятие мировоззрения
- 2. Структура мировоззрения
- 3. Мифология как форма мировоззрения
- 4. Религия как форма мировоззрения
- 5. Обыденное мировоззрение
- 6. Научное мировоззрение
- Вопросы для повторения
- Тематика рефератов
- 1. Происхождение философии
- 2. Философия в системе наук
- 3.Философия как наука
- 4. Предмет и объект философии
- 5. Функции философии
- 6. Структура философии
- Вопросы для повторения
- Проверьте себя!
- 5. Выберите самое приемлемое сегодня определение философии:
- 6. Чем занимается онтология:
- Раздел II. История философии
- Занятие 3. Философия древнего востока
- Основные понятия и персоналии
- Основная литература
- Дополнительная литература
- 1.Особенности философии древнего мира
- 2. Становление философского сознания в Древней Индии
- 3. Специфика формирования философии в Древнем Китае
- Вопросы для повторения
- 1.Основные проблемы
- 2. Космоцентризм раннегреческих философов
- 3.Пифагорейская школа
- 4. Элейская школа
- 5.Философское учение Эмпедокла и Анаксагора
- 6. Атомистический материализм Демокрита и Эпикура
- 7. Софисты и скептицизм
- 8. Нравственная революция Сократа
- 9. Философия Платона
- 10. Философия Аристотеля
- 11. Неоплатонизм
- Вопросы для повторения
- Занятие 5. Философия средних веков
- Основные понятия
- Основная литература
- Дополнительная литература
- 1. Становление средневековой философии
- 2. Гностицизм
- 3. Патристика. Августин Блаженный
- Основные принципы религиозной этики Августина:
- 4. Основные идеи византийской средневековой философии
- 5.Философские идеи развитого средневековья.
- 6. Арабская средневековая философия
- 7. Фома Аквинский – систематизатор средневековой схоластики
- Вопросы для повторения
- Занятие 6. Философия нового времени (XVII-XVIII вв.)
- Основные понятия
- Основная литература
- Дополнительная литература
- 1. Основные идеи философии Возрождения
- 2. Предпосылки философии Нового времени
- 3. Философия ф.Бэкона. Разработка индуктивного метода
- 4. Рационалистическая концепция р. Декарта
- 5. Сенсуализм Локка, субъективный идеализм Беркли, агностицизм Юма
- 6. Учение Спинозы и Лейбница о субстанции
- Вопросы для повторения
- 1. Натурфилософия. Новое понимание философии и науки
- 2. Теория познания (гносеология) и методология
- 3. Учение о человеке и обществе
- Вопросы для повторения
- Занятие 8. Русская философия
- Основные понятия
- Основная литература
- Дополнительная литература
- 1. Истоки русской философии
- 2. Славянофильство и западничество
- 3. Русская религиозная философия
- 4. Философия русского космизма
- 5. Идеи политического радикализма в социальной философии России
- 6. Значение русской философии
- Вопросы для повторения
- Занятие 9. Основные направления
- 1. Позитивизм
- 2. Постпозитивизм
- 3. Критический рационализм
- 4. Структурализм
- 5. Прагматизм
- 6. Неокантианство
- 7. Феноменология
- 8. Экзистенциализм
- 9. Персонализм
- 10. Фрейдизм и неофрейдизм
- Вопросы для повторения
- Проверьте себя!
- 1. Понятие бытия. Основные формы бытия
- 2. Проблема субстанции и материи в философии
- 3. Современная наука о строении и свойствах материи
- Вопросы для повторения
- 2. Движение и развитие
- 3. Пространство и время как философские категории
- 4. Время в философских концепциях
- 6. Синергетика. Системный подход
- Вопросы для повторения
- Темы рефератов и докладов
- 1. “Природа” как философская категория
- 2. Гипотезы о возникновении жизни на Земле
- 3. Особенности живой природы
- 4. Природа и общество
- 5. Концепции будущего земной жизни:
- Вопросы для повторения
- 1. Противоречия между обществом и природой
- 2. Попытки осмысления ситуации
- 3. Глобальные проблемы современности:
- Вопросы для повторения
- 2. Биопсихосоциальное своеобразие человека
- 3. Родовые признаки человека
- Вопросы для повторения
- 2. Психофизические проблемы сознания
- 3. Природа идеального
- 4. Эмоции, их формы и значение в психической деятельности
- 5. Воля. Структура волевого акта. Память
- 6.Сознание. Подсознание. Сверхсознание
- Вопросы для повторения
- 1. Понятия языка и речи. Функции речи
- 2. Образ и знак, значение и смысл
- 3. Разновидности речи в жизни людей
- 4. Язык науки
- 5. Речевое общение в медицине
- 6. Невербальная коммуникация и ее возможности. Параязык
- 1. Основные положения классического психоанализа
- 2. Продолжатели и реформаторы психоаналитической теории и практики
- 3. Структура психики.
- Психика индивида
- Свойства сознания и бессознательного
- Вопросы для повторения
- Занятие 18. Личность. Проблемы свободы и ответственности
- 1. Человек, индивид, индивидуальность, личность
- 2. Принцип индивидуализма и принцип холизма
- 3. Свобода и необходимость в бытии человека
- 4. Свобода и творчество
- 5. Проблема ответственности в философии и этике
- Вопросы для повторения
- Занятие 19. Основные концепции смысла жизни человека
- 2. Варианты понимания проблемы смысла жизни
- 3. Понятие цели и смысла, их связь и различие
- 4. Объективный, единый смысл жизни человека
- Вопросы для повторения
- 2. Понятие ценности. Виды и функции ценностей
- 3. Диалектика основополагающих нравственных ценностей на примере добра и зла
- Вопросы для повторения
- Занятие 21. Социально-философское учение об обществе
- Основные понятия
- Темы рефератов и докладов
- Основная литература
- Дополнительная литература
- 1.Понятие общества в философии и социологии
- 2. Общество как саморазвивающаяся система
- 3. Подсистемы общества и типы деятельности
- Занятие 22. Культура и цивилизация
- 1. Понятие культуры
- 2. Типология культур
- 3. Развитие культуры
- 4. Культура и цивилизация
- Вопросы для повторения
- Проверьте себя!
- Занятие 23. Познание
- 1. Гносеология — философская теория познания.
- 2. Субъект и объект познания, способы их формирования
- 3. Особенности и взаимосвязь
- 4. Направления познавательной деятельности
- 5. Сущность интуиции, условия и механизмы ее функционирования
- Вопросы для повторения
- 1. Философские уровни понимания истины
- 2. Основные концепции истины в философии
- 3. Аспекты истины
- 4. Критерии истины
- Вопросы для повторения
- 1. Наука, ее цели, предмет, основные функции.
- 2. Специфика научного познания, его уровни.
- 3. Функции научного знания
- 4. Основные формы научного знания.
- 5. Теория как высшая форма организации научного знания.
- Вопросы для повторения
- 1.Понятие метода научного познания.
- 2. Характеристика методов эмпирического уровня
- 3. Теоретические методы исследования
- 4. Общенаучные подходы.
- Вопросы для повторения
- 1. Историческая динамика: рациональное и иррациональное знание
- 2. Отличительные черты и функции практического познания
- 3. Понятие паранауки
- 4. Вненаучное знание
- Вопросы для повторения