logo
Aseeva_OSNOV_FILOSOFII_Uch_-metod_posobie

7. Софисты и скептицизм

В V в. до н. э. возникает направление, представители которого относились к школе софистов. Древние греки называли софистами мудрецов, выдающихся в интеллектуальном отношении. Но уже во 2-й пол. V в. до н. э. софисты – это люди, преподававшие за плату научные сведения. Первым считается Протагор (490-420 г. до н. э.).

Но софистов истина не интересовала, они учили искусству по­беждать противника в спорах и тяжбах, отстаивать интересы силою слова. Поэтому из сферы натурфилософии их интересы перемещались в сферу политики, этики, гносеологии. Они при­зывали изучать самого человека, его субъективные возможности (разум), чтобы активнее воздействовать на человека с целью убеждения. При этом внимание сосредотачивалось на проблеме логики и языка.

Софисты брались с помощью словесных ухищрений доказать любое положение как «за», так и «против». Протагор, к примеру, обещал слабейшую речь сделать сильнейшей. При этом наруша­лись законы формальной логики, употреблялись ложные выводы и аргументы, использовались различные логические ошибки, под­мена понятий, их многозначность и пр. Все это вело к утрате мышлением конкретности и определенности. Софизм стал в обы­денном сознании восприниматься и сейчас воспринимается в оди­озном смысле, как весьма утонченный и умный, но вводящий в заблуждение. Примером софизма является «Рогатый»: «То, что ты не терял, ты имеешь; ты не потерял рога; следовательно, ты их имеешь». Ошибка состоит в неправильном заключении от общего правила к частному случаю, который это правило по существу не предусматривает.

Протагор, опираясь на учение Гераклита, пришел к выводу, что ни о какой вещи ничего определенного сказать нельзя, поскольку вещь непрерывно изменяется. Всякое высказывание о вещи носит субъективный характер, условный, релятивный. Стало быть, знаний о вещах и самом мире нет, а есть только «мнения». А любое мнение одинаково истинно и ложно, так как о каждой вещи и явлении можно высказывать одновременно разные, противоречивые сужде­ния. Кроме того, можно и доказать все, что угодно: как в целях утверждения чего-либо, так и в целях его отрицания. Все, что кому как кажется, так оно и есть на самом деле. Отсюда вытекает прин­цип: «Человек есть мера всех вещей». Каждый человек познает то, что соответствует ему как познающему субъекту. Отсюда человек и выступает в качестве меры, критерия всех вещей. Мир вещей та­ков, каким он представляется в наших ощущениях. Объективного (абсолютного) знания и объективных ценностей не существует. Протагор подчеркивал роль субъекта познания, а вместе с тем и относительность знания (релятивизм).

Софисты в своих рассуждениях опирались на факт постоянной изменчивости вещей, абсолютизировали ее. При этом не принима­лось во внимание, что вещи одновременно находятся в покое (ус­тойчивы). Иначе говоря, гносеологическая основа софистов заклю­чается в игнорировании диалектики устойчивого и изменчивого, абсолютного и относительного.

Общим для всех доктрин софистов является их критичность, которая своим острием направлена, не против возникающей науки, а против некритически усваиваемых традиционных социально-политических, этических и религиозных воззрений. Методологи­ческое значение в развитии теоретического знания имеют сформу­лированные Протагором обоснования релятивизма: изменяется не только мир, но изменяется и субъект познания; ничто не существует само по себе, а все существует и возникает лишь в отноше­ние к другому; все меняется не как попало, а так, что все сущест­вующее в мире постоянно приходит в противоположность себе.

Другой особенностью взглядов софистов является их рациона­лизм. Всеми достижениями в жизни человек обязан своему разу­му, рассудительности. Философы-софисты высоко ценят научные знания, они внесли существенный вклад в развитие языкознания Релятивизм и софистика явились одним из источников возник­новения в древнегреческой философии мысли скептицизма (IV в. до н. э.). Яркими его представителями являются Пиррон, Агриппа, Секст Эмпирик и др. Для скептицизма было присуще стремление к знанию и одновременно разочарование в нем, в его результатах. С другой стороны, любая философия, любая наука включает в себя скептицизм как элемент критики. При этом он включается в систему аргумен­тации, в силу чего выполняет конструктивную роль.

Скепсис софистов позволил им усомниться в том, что счи­талось несомненным: в общезначимости основания морали. Это обстоятельство, а также тот факт, что софисты гипертрофировали роль индивидуального творчества нравствен­ных ценностей (т.е. пришли по существу к идее их плюрализма) и не предложили удовлетворительной позитивной этической платформы, стимулировало развитие философской мысли Древ­ней Греции по линии усиления интереса к моральной проблема­тике.