7. Софисты и скептицизм
В V в. до н. э. возникает направление, представители которого относились к школе софистов. Древние греки называли софистами мудрецов, выдающихся в интеллектуальном отношении. Но уже во 2-й пол. V в. до н. э. софисты – это люди, преподававшие за плату научные сведения. Первым считается Протагор (490-420 г. до н. э.).
Но софистов истина не интересовала, они учили искусству побеждать противника в спорах и тяжбах, отстаивать интересы силою слова. Поэтому из сферы натурфилософии их интересы перемещались в сферу политики, этики, гносеологии. Они призывали изучать самого человека, его субъективные возможности (разум), чтобы активнее воздействовать на человека с целью убеждения. При этом внимание сосредотачивалось на проблеме логики и языка.
Софисты брались с помощью словесных ухищрений доказать любое положение как «за», так и «против». Протагор, к примеру, обещал слабейшую речь сделать сильнейшей. При этом нарушались законы формальной логики, употреблялись ложные выводы и аргументы, использовались различные логические ошибки, подмена понятий, их многозначность и пр. Все это вело к утрате мышлением конкретности и определенности. Софизм стал в обыденном сознании восприниматься и сейчас воспринимается в одиозном смысле, как весьма утонченный и умный, но вводящий в заблуждение. Примером софизма является «Рогатый»: «То, что ты не терял, ты имеешь; ты не потерял рога; следовательно, ты их имеешь». Ошибка состоит в неправильном заключении от общего правила к частному случаю, который это правило по существу не предусматривает.
Протагор, опираясь на учение Гераклита, пришел к выводу, что ни о какой вещи ничего определенного сказать нельзя, поскольку вещь непрерывно изменяется. Всякое высказывание о вещи носит субъективный характер, условный, релятивный. Стало быть, знаний о вещах и самом мире нет, а есть только «мнения». А любое мнение одинаково истинно и ложно, так как о каждой вещи и явлении можно высказывать одновременно разные, противоречивые суждения. Кроме того, можно и доказать все, что угодно: как в целях утверждения чего-либо, так и в целях его отрицания. Все, что кому как кажется, так оно и есть на самом деле. Отсюда вытекает принцип: «Человек есть мера всех вещей». Каждый человек познает то, что соответствует ему как познающему субъекту. Отсюда человек и выступает в качестве меры, критерия всех вещей. Мир вещей таков, каким он представляется в наших ощущениях. Объективного (абсолютного) знания и объективных ценностей не существует. Протагор подчеркивал роль субъекта познания, а вместе с тем и относительность знания (релятивизм).
Софисты в своих рассуждениях опирались на факт постоянной изменчивости вещей, абсолютизировали ее. При этом не принималось во внимание, что вещи одновременно находятся в покое (устойчивы). Иначе говоря, гносеологическая основа софистов заключается в игнорировании диалектики устойчивого и изменчивого, абсолютного и относительного.
Общим для всех доктрин софистов является их критичность, которая своим острием направлена, не против возникающей науки, а против некритически усваиваемых традиционных социально-политических, этических и религиозных воззрений. Методологическое значение в развитии теоретического знания имеют сформулированные Протагором обоснования релятивизма: изменяется не только мир, но изменяется и субъект познания; ничто не существует само по себе, а все существует и возникает лишь в отношение к другому; все меняется не как попало, а так, что все существующее в мире постоянно приходит в противоположность себе.
Другой особенностью взглядов софистов является их рационализм. Всеми достижениями в жизни человек обязан своему разуму, рассудительности. Философы-софисты высоко ценят научные знания, они внесли существенный вклад в развитие языкознания Релятивизм и софистика явились одним из источников возникновения в древнегреческой философии мысли скептицизма (IV в. до н. э.). Яркими его представителями являются Пиррон, Агриппа, Секст Эмпирик и др. Для скептицизма было присуще стремление к знанию и одновременно разочарование в нем, в его результатах. С другой стороны, любая философия, любая наука включает в себя скептицизм как элемент критики. При этом он включается в систему аргументации, в силу чего выполняет конструктивную роль.
Скепсис софистов позволил им усомниться в том, что считалось несомненным: в общезначимости основания морали. Это обстоятельство, а также тот факт, что софисты гипертрофировали роль индивидуального творчества нравственных ценностей (т.е. пришли по существу к идее их плюрализма) и не предложили удовлетворительной позитивной этической платформы, стимулировало развитие философской мысли Древней Греции по линии усиления интереса к моральной проблематике.
- Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Юго-Западный государственный университет»
- Основы философии
- Содержание
- Предисловие
- Введение
- Раздел I. Введение в философию
- Занятие 1. Мировоззрение, его сущность и основные типы
- Основные понятия
- Основная литература
- Дополнительная литература
- 1. Понятие мировоззрения
- 2. Структура мировоззрения
- 3. Мифология как форма мировоззрения
- 4. Религия как форма мировоззрения
- 5. Обыденное мировоззрение
- 6. Научное мировоззрение
- Вопросы для повторения
- Тематика рефератов
- 1. Происхождение философии
- 2. Философия в системе наук
- 3.Философия как наука
- 4. Предмет и объект философии
- 5. Функции философии
- 6. Структура философии
- Вопросы для повторения
- Проверьте себя!
- 5. Выберите самое приемлемое сегодня определение философии:
- 6. Чем занимается онтология:
- Раздел II. История философии
- Занятие 3. Философия древнего востока
- Основные понятия и персоналии
- Основная литература
- Дополнительная литература
- 1.Особенности философии древнего мира
- 2. Становление философского сознания в Древней Индии
- 3. Специфика формирования философии в Древнем Китае
- Вопросы для повторения
- 1.Основные проблемы
- 2. Космоцентризм раннегреческих философов
- 3.Пифагорейская школа
- 4. Элейская школа
- 5.Философское учение Эмпедокла и Анаксагора
- 6. Атомистический материализм Демокрита и Эпикура
- 7. Софисты и скептицизм
- 8. Нравственная революция Сократа
- 9. Философия Платона
- 10. Философия Аристотеля
- 11. Неоплатонизм
- Вопросы для повторения
- Занятие 5. Философия средних веков
- Основные понятия
- Основная литература
- Дополнительная литература
- 1. Становление средневековой философии
- 2. Гностицизм
- 3. Патристика. Августин Блаженный
- Основные принципы религиозной этики Августина:
- 4. Основные идеи византийской средневековой философии
- 5.Философские идеи развитого средневековья.
- 6. Арабская средневековая философия
- 7. Фома Аквинский – систематизатор средневековой схоластики
- Вопросы для повторения
- Занятие 6. Философия нового времени (XVII-XVIII вв.)
- Основные понятия
- Основная литература
- Дополнительная литература
- 1. Основные идеи философии Возрождения
- 2. Предпосылки философии Нового времени
- 3. Философия ф.Бэкона. Разработка индуктивного метода
- 4. Рационалистическая концепция р. Декарта
- 5. Сенсуализм Локка, субъективный идеализм Беркли, агностицизм Юма
- 6. Учение Спинозы и Лейбница о субстанции
- Вопросы для повторения
- 1. Натурфилософия. Новое понимание философии и науки
- 2. Теория познания (гносеология) и методология
- 3. Учение о человеке и обществе
- Вопросы для повторения
- Занятие 8. Русская философия
- Основные понятия
- Основная литература
- Дополнительная литература
- 1. Истоки русской философии
- 2. Славянофильство и западничество
- 3. Русская религиозная философия
- 4. Философия русского космизма
- 5. Идеи политического радикализма в социальной философии России
- 6. Значение русской философии
- Вопросы для повторения
- Занятие 9. Основные направления
- 1. Позитивизм
- 2. Постпозитивизм
- 3. Критический рационализм
- 4. Структурализм
- 5. Прагматизм
- 6. Неокантианство
- 7. Феноменология
- 8. Экзистенциализм
- 9. Персонализм
- 10. Фрейдизм и неофрейдизм
- Вопросы для повторения
- Проверьте себя!
- 1. Понятие бытия. Основные формы бытия
- 2. Проблема субстанции и материи в философии
- 3. Современная наука о строении и свойствах материи
- Вопросы для повторения
- 2. Движение и развитие
- 3. Пространство и время как философские категории
- 4. Время в философских концепциях
- 6. Синергетика. Системный подход
- Вопросы для повторения
- Темы рефератов и докладов
- 1. “Природа” как философская категория
- 2. Гипотезы о возникновении жизни на Земле
- 3. Особенности живой природы
- 4. Природа и общество
- 5. Концепции будущего земной жизни:
- Вопросы для повторения
- 1. Противоречия между обществом и природой
- 2. Попытки осмысления ситуации
- 3. Глобальные проблемы современности:
- Вопросы для повторения
- 2. Биопсихосоциальное своеобразие человека
- 3. Родовые признаки человека
- Вопросы для повторения
- 2. Психофизические проблемы сознания
- 3. Природа идеального
- 4. Эмоции, их формы и значение в психической деятельности
- 5. Воля. Структура волевого акта. Память
- 6.Сознание. Подсознание. Сверхсознание
- Вопросы для повторения
- 1. Понятия языка и речи. Функции речи
- 2. Образ и знак, значение и смысл
- 3. Разновидности речи в жизни людей
- 4. Язык науки
- 5. Речевое общение в медицине
- 6. Невербальная коммуникация и ее возможности. Параязык
- 1. Основные положения классического психоанализа
- 2. Продолжатели и реформаторы психоаналитической теории и практики
- 3. Структура психики.
- Психика индивида
- Свойства сознания и бессознательного
- Вопросы для повторения
- Занятие 18. Личность. Проблемы свободы и ответственности
- 1. Человек, индивид, индивидуальность, личность
- 2. Принцип индивидуализма и принцип холизма
- 3. Свобода и необходимость в бытии человека
- 4. Свобода и творчество
- 5. Проблема ответственности в философии и этике
- Вопросы для повторения
- Занятие 19. Основные концепции смысла жизни человека
- 2. Варианты понимания проблемы смысла жизни
- 3. Понятие цели и смысла, их связь и различие
- 4. Объективный, единый смысл жизни человека
- Вопросы для повторения
- 2. Понятие ценности. Виды и функции ценностей
- 3. Диалектика основополагающих нравственных ценностей на примере добра и зла
- Вопросы для повторения
- Занятие 21. Социально-философское учение об обществе
- Основные понятия
- Темы рефератов и докладов
- Основная литература
- Дополнительная литература
- 1.Понятие общества в философии и социологии
- 2. Общество как саморазвивающаяся система
- 3. Подсистемы общества и типы деятельности
- Занятие 22. Культура и цивилизация
- 1. Понятие культуры
- 2. Типология культур
- 3. Развитие культуры
- 4. Культура и цивилизация
- Вопросы для повторения
- Проверьте себя!
- Занятие 23. Познание
- 1. Гносеология — философская теория познания.
- 2. Субъект и объект познания, способы их формирования
- 3. Особенности и взаимосвязь
- 4. Направления познавательной деятельности
- 5. Сущность интуиции, условия и механизмы ее функционирования
- Вопросы для повторения
- 1. Философские уровни понимания истины
- 2. Основные концепции истины в философии
- 3. Аспекты истины
- 4. Критерии истины
- Вопросы для повторения
- 1. Наука, ее цели, предмет, основные функции.
- 2. Специфика научного познания, его уровни.
- 3. Функции научного знания
- 4. Основные формы научного знания.
- 5. Теория как высшая форма организации научного знания.
- Вопросы для повторения
- 1.Понятие метода научного познания.
- 2. Характеристика методов эмпирического уровня
- 3. Теоретические методы исследования
- 4. Общенаучные подходы.
- Вопросы для повторения
- 1. Историческая динамика: рациональное и иррациональное знание
- 2. Отличительные черты и функции практического познания
- 3. Понятие паранауки
- 4. Вненаучное знание
- Вопросы для повторения