logo search
Aseeva_OSNOV_FILOSOFII_Uch_-metod_posobie

5. Сущность интуиции, условия и механизмы ее функционирования

Всякое мышление начинается с проблемной ситуации. Сначала проблема решается логическими средствами. Но как только выясняется, что принятие решения требует более точной, а иногда и вовсе неизвестной информации, сознание попадает в тупик. В проблемной ситуации возникает интуиция, когда человек переживает психологическую неуравновешенность, эмоциональный дискомфорт и стремится к их снятию. Возможно, что в этот момент возникшая эмоция воздействует на долговременную память и ассоциативно вызывает прошлые эмоции, а с их помощью и соответствующие чувственные и понятийные образы. Проблема интуиции была четко поставлена А. Бергсоном. Под интуицией он понимал род интеллектуальной симпатии, меха­низм постижения абсолютного (движения, чистой деятельности, жиз­ненного порыва и пр.). Научный и интуитивный методы он противо­поставил глобально. Наука для него есть лишь средство приспособ­ления человека к миру на уровне явления. Сущность же наукой не познается, ибо она доступна только для интуиции.

Несколько позднее понятие интуиция было дифференцировано. Это было сделано в работах П. А. Флоренского, Н. О. Лосского, С. Л. Франка и некоторых других. Н. О. Лосским было выделено три вида интуиции: чувственная, интеллектуальная и мистическая.Интеллектуальная интуиция используется преимущественно в сфе­ре науки и паранауки, а чувственная и мистическая - в области вненаучного знания.

В современной философии под интуицией (от лат. intueri — пристально глядеть, всматриваться) понимается способность непосредственного получения нового знания; получать истину напрямую, минуя на какое-то время логические доказательства и сенсорный опыт. В момент интуиции познание как бы перескакивает через целый ряд этапов, в обычных условиях для себя необходимых; мысль “свертывается”, уплотняется до готового вывода, окончательного решения по какой-то проблеме. Результат познания с помощью интуиции открывается досрочно.

Отличия интуитивных моментов процесса познания:

1. Возникает в сложных ситуациях множественного выбора, когда либо возможно несколько способов разрешения проблемы, либо нет ни одного, а решение необходимо принять быстро.

2. Действует на основе прежнего опыта, накопленного как сознательно, так и несознательно, что создает иллюзию "внешних" причин, приводящих к результату.

3. Основываясь на опыте и предварительной работе, интуитивное озарение, инсайт, происходит внезапно, неожиданно.

4. Внелогичность его познавательной структуры, или по крайней мере, логичность не осознается. Тем не менее, Анри Пуанкаре утверждал, что нелогичные, нереальные или невоплотимые проекты просто не придут в голову исследователю, что говорит о внутреннем единстве логического строя сознания и неосознаваемого.

5. Интуитивные предвидения зависят от многих случайных и субъективных факторов, как например, гибкость ума, способность отойти от стереотипов, схем, опыт, воображение, ассоциация и т.п.

Этапы интуитивного постижения истины:

Несмотря на всю значимость интуитивного способа поиска нужного решения, его не стоит переоценивать. М. Бунге пишет по этому поводу, что “ученые ценят интуицию, в особенности творческое воображение, ускоренное умозаключение и фронезис, но не рассчитывают на нее. Им известно, что психологическая самоочевидность не гарантирует истины, что интуиция в высшей степени индивидуальна и что она часто разыгрывает злые шутки ... Интуитивность не критерий для построения и оценки научных теорий” (Бунге М. Интуиция и наука / Перевод с английского. М., 1967. С. 143).