logo search
Aseeva_OSNOV_FILOSOFII_Uch_-metod_posobie

1. Понятия языка и речи. Функции речи

Специфика сознательного восприятия и в том, что оно происходит в форме языка. Язык возникает в начале первобытной эпохи как решающий рубеж и признак очеловечивания. Согласно разным гипотезам, язык сформировался из звуковых сигналов высших животных (приматов) или (скорее) из их же жизненных шумов (сопровождающих отдых, агрессию и т.п. типичные состояния организма животного). Рождение звуковой речи потребовало параллельного изменения головного мозга (формирование коры больших полушарий, способной обрабатывать “второсигналы”, по И.П. Павлову) и усложнения социальной организации обезьянолюдей до уровня общин-коллективов, внутри которых “работала” речь. Слово — “сигнал сигналов”, поскольку вбирает в себя такой массив информации, какого не уместить в сенсорных образах зрения, слуха и остальных органов чувств.

Язык - материальная оболочка сознания. Современная теория познания и лингвистика обращают внимание на трудность и противоречивость в исследовании системы взаимодействия языка и сознания. Принято различать понятия «язык» и «речь»:

язык понимается как объективная и общезначимая система знаков;

речь рассматривается в качестве внешней формы межсубъек­тивных отношений общения и употребления языка в самых различных письменных и устных разновидностях. В речи воплощается мыслительная дея­тельность субъекта, это внутренняя речевая форма выражения со­держательной характеристики сознания, мышления. Речь — это язык в действии, в процессе вербализированного мышления или общения.

Виды речи:

- внешняя (звуковая);

- внутренняя (скрытая, отчасти редуцированная);

-письменная (формализованная с помощью искусственных языков и технических устройств).

Функции языка и речи:

 интеллектуально-познавательная (для сбора и обработки информации о мире и субъекте речи);

 коммуникативная (для общения между людьми, согласования их намерений и поступков);

 экспрессивная (для выражения чувств, регуляции эмоционального напряжения, его снижения или повышения);

 мнемическая (для сохранения информации в памяти или в письменной форме);

 этнокультурная (сплочения народа, выражения его культурных предпочтений и достижений, оформления индивидуального самосознания);

прогностическая (для планирования, проектирования своей деятельности).

Язык и мышление связаны между собой, но не тождественны друг другу. Русский психолог Л.С. Выготский подчеркивал, что мысль никогда не равна прямому значению слова, однако она и не возможна без слов. Язык развивается под влиянием предметной деятельности и традиций культуру общества, а мышление связано с овладением закона­ми логики и зависит от познавательных способно­стей каждого человека.

Хотя мышление не тождественно языку (поскольку важная его часть может осуществляться на уровне бессознательной интуиции, невербально), но обойтись без хотя бы частичной вербализации интеллект человека не может.

Будучи прежде всего, как уже говорилось, знаковой системой, язык изучается и моделируется такой научной дисциплиной, как семиотика (греч. semа — знак) — общая теория знаковых систем. Ее важнейшие разделы:

семантика — отношение слов и предложений ко внеязыковой реальности, т.е. учение о значении и смысле языковых выражений; с ее точки зрения языку задается вопрос “Что?” (именно он выражает);

синтаксис — структура знаковых систем, т.е. правила их образования и преобразования; иначе говоря, “Как?” (сочетаются слова и предложения друг с другом внутри данного языка);

прагматика — отношение между знаками языка и их пользователями, т.е. теми индивидами и группами, которые применяют определенный язык для своих целей; “Кто?” они;

стилистика занимается выразительностью, красотой языковых построений; “Насколько?” те гармоничны;

риторика — трактует убедительность речи для аудитории, “Кому?” адресуется речевое высказывание.