logo search
Aseeva_OSNOV_FILOSOFII_Uch_-metod_posobie

5. Речевое общение в медицине

Значительная часть общения врача и пациента проходит в разговоре. Врач может говорить грамотно, но с трудно воспринимаемой дикцией, неправильными ударениями, вульгарным тоном, ошибочной интонацией. В итоге оказывается, что он не услышан и не понят. Слово позволяет не только сообщить информацию, но и показать ее эмоциональный заряд. В речи и в голосе врача, как в зеркале, отражается его культура. Врачу особенно необходимо следить не только за тем, что он говорит, но и как говорит.

В произношении слов большое значение имеет интонация, с помощью которой передаются тончайшие нюансы наших мыслей и чувств. Интонация может выдать самые сокровенные намерения, она способна не только выявлять, но и изменять значения слов. Врач, говорящий монотонно, занудно, бессвязно и непонятно нередко теряет уважение больных, встречает трудности в реализации тех или иных методов лечения. Звуковая речь, то взволнованная и напряженная, то спокойная и мелодичная, свидетельствует об эстетическом освоении языка и является важнейшей психотерапевтической ценностью.

Общеизвестно, что скорость изложения мысли может быть разной. При этом крайние варианты (сильно замедленная или очень быстрая речь) могут раздражать, возмущать, т.к. мысли говорящего собеседник не воспринимает или понимает с трудом. Скорость речи определяется многими факторами, например, состоянием здоровья, индивидуальными привычками. Сказываются на скорости речи и национальные особенности. Для лучшего восприятия информации беседующие должны иметь близкие показатели скорости речи и мышления.

Нельзя пройти мимо такого свойства речи как громкость, сила голоса. Неумеренно громкий или тихий голос врача может раздражать и больных, и коллег. Когда он говорит тихо, больной сначала усиленно напрягает слух, внимание, чтобы услышать то, что ему говорят, о чем спрашивают. Если это ему не удается, он нервничает, злится. Врач также испытывает моральные и профессиональные перегрузки, когда его собеседник говорит тихо, он невольно становится «глухим» подчас к очень важной информации. В результате эта глухота может привести к серьезному конфликту.

К дефектам речи можно отнести и манеру «глотать» начало, конец или середину слова.

При беседе с больным врач должен избегать не только бытового, но и профессионального жаргона. Чрезмерное употребление иностранных слов опасно утратой взаимопонимания, доверительности и близости врача и больного в сложной, напряженной, нередко экстремальной ситуации.

Серьезным бичом общения служит многословие отдельных врачей и больных, насыщение своей речи несущественными деталями, загромождение словами-сорняками. В итоге мучительного извлечения сути из суесловия утрачивается логичность, точность, стройность рассказа. Врачу при этом нужно проявить терпение и мудрость. Беседу следует направить в нужное русло. Если ответы на вопросы врача неточны, непонятны, нужно терпеливо, извиняясь, просить повторить, пояснить. Врачу не следует допускать колкости, упреков, горячиться из-за скороговорки больного или излишне замедленной речи, а также если больной повторяется, путается, перескакивает с одного на другое. Откровенное невнимание, рассеянность врача могут вызвать взрыв гнева и неприязни.

Врач должен получить ответы на все интересующие его вопросы, но при этом следует быть деликатным, считаться с психикой больного, его реакцией на окружающее, уровнем его развития. Гуманистическая сущность призвания врача естественно связана с учетом всех отмеченных особенностей больного человека. Речь врача, его манера беседовать, рассказывать, т.е., речевой этикет, во многом определяется не только образованием, но и уровнем воспитания, внутренним тактом, душевной щедростью и добротой.