Вопросы для повторения
Как объяснялось происхождение человека до XIX века?
Охарактеризуйте сильные и слабые стороны эволюционной теории Чарльза Дарвина.
Как представлен процесс антропосоциогенеза в свете современного естествознания?
Что подразумевается при определении сущности человека?
Приведите доказательства того, что человек – это биопсихосоциальный феномен.
В чем смысл теории генно-культурной коэволюции?
Почему философия рассматривает человека как неустановившееся существо?
Занятие 15. СОЗНАНИЕ КАК ОТРАЖЕНИЕ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ЕГО ПРИРОДА И СПЕЦИФИКА
Отражение и информация как философские категории.
Психофизические проблемы сознания.
Природа идеального.
Эмоции, их формы и значение в психической деятельности.
Воля. Структура волевого акта. Память.
Сознание. Подсознание. Сверхсознание.
Основные понятия
Отражение, прямое отражение, опережающее отражение, информация, вероятностная теория информации, энтропия, сознание, инстинкт, идеальное отражение, эмоции, воля, память, подсознание, сверхсознание.
Темы докладов и рефератов
Резервы памяти, способности и их развитие.
Экстрасенсорные феномены и их научная интерпретация.
Искусственный интеллект.
Основная литература
Алексеев П. В. Философия [Текст] : учебник. - 4-е изд., перераб. и доп. - М. : Проспект, 2010.
Гриненко Г. В. История философии [Текст] : учебник. - 3-е изд., испр. и доп. - М. : Юрайт, 2010.
Губин В. Д. Философия [Текст] : учебник. - М. : Проспект, 2010.
Кохановский В. П.Философия [Текст] : конспект лекций / отв. ред. В. П. Кохановский. - 10-е изд. - Ростов н/Д. : Феникс, 2008.
Спиркин А. Г. Философия [Текст] : учебник. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : Юрайт, 2011.
Дополнительная литература
Гайдукова И. Б. Философия [Текст] : учебное пособие. - 3-е изд., испр. и доп. - Курск : ЮЗГУ, 2012.
Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность [Текст] : учебное пособие. - М. : Академия : Смысл, 2004.
Налетов И. З. Философия [Текст] : учебник. - М. : Инфра-М, 2007.
Новая философская энциклопедия [Текст] : в 4 т. / науч. ред.: М. С. Ковалева [и др.]. - М. : Мысль, 2010.
Першина Л. А. Общая психология : Учебное пособие. - М. : Академический проект, 2004.
Отражение и информация как философские категории
Ключевое понятие в проблеме сознания – отражение. Оно далеко не сводится к оптическим процессам зрительного восприятия. Зеркало и т.п. варианты отражения — частный его случай. Отражение в широком смысле этого слова присуще всей материи. В этом, фундаментальном для природы качестве отражение представляет собой способность одних материальных объектов воспроизводить особенности других в результате взаимодействия данных объектов друг с другом. Следы на почве, фотография, речь, обучение иностранному языку — примеры отражения, только в разной степени развитого.
Структура акта прямого отражения:
– взаимодействие предметов;
– изменение состава, структуры или функций одного объекта или обоих под влиянием их взаимодействия;
– частичное уподобление одного из взаимодействовавших объектов другому; сохранение каких-то “следов” взаимодействия после его прекращения; перенос информации о воздействовавшем объекте на подвергшийся таковому влиянию.
Общие особенности любых процессов отражения:
1. Материальные носители отражения. Любое отражение включено в физико-энергетические процессы взаимодействия материальных объектов и систем; существует только на их основе (при наличии и работоспособности головного мозга, практической деятельности общения).
2. Вторичность отражения по отношению к отражаемому объекту. Отраженное качество всегда прямо зависит от характера этого последнего. Отражением вправе называться лишь копия (причем более или менее верная) чего-то иного, внешнего по отношению к себе и своему носителю.
3. Своеобразие отражения в зависимости от особенностей отражающего объекта (субъекта). Например, след упавшего камня на воде, песке или другом камне будет совсем разным.
4. Наконец, результат всякого отражение зависит не только от одного или другого из взаимодействующих объектов, но и от самого процесса взаимодействия обоих связанных отражением объектов, условий, эффекта встречи двух разных предметов. В отражении всегда рождается что-то новое по сравнению с исходными состояниями компонентов соответствующей ему материальной системы. Так, химические реакции, стаи животных, группы людей образуют как правило новое — системное качество, которым не обладают отдельные индивиды в их составе.
Творческая природа сознания предполагает не только и не столько пассивное следование за наличным состоянием действительности, но и проектирование ее желательного будущего, путей его достижения.
Опережающее отражение реальности (термин П.К. Анохина) достигает здесь, с помощью человеческого сознания, своего максимума.
Хотя опережающее ход событий отражение мира появляется в зачатке уже у инфузорий, а выраженную форму приобретает еще у насекомых (которые укрываются от дождя до его начала, по первым признакам ухудшения погоды — падению атмосферного давления, увеличению влажности и т.п.). Эта способность к опережающему отражению действительности основывается на отражении живыми существами циклов природных явлений — смены дня и ночи, сезонов года, колебаний температуры, т.п. Мириады раз отвечая на такого рода цикличные факторы среды, однотипные организмы все убыстряли свои реакции на них. В конце концов, те особи, что выжили в борьбе с природой за свое существование, смогли реагировать досрочно — на первые же звенья определенного цикла, которые, таким образом, выступают для них в качестве сигналов будущих стадий цикла. На базе опережающего отражения действительности развивается психика как регулятор целесообразного поведения вообще, не обязательно в строго стандартных ситуациях, каковы природные циклы.
В неорганической природе процессы отражения отличаются определенной пассивностью — в том смысле, что его результаты не расшифровываются их носителями и практически не влияют на их существование. Живая природа активизирует способность материи к отражению, поднимает соответствующие процессы до уровня саморегуляции организмов и биоценозов.
С понятием отражения тесно связано понятие информации (от лат. informatio — ознакомление, разъяснение). Оно получило широкое распространение в связи с появление новых средств связи и управления во второй половине XX в. С этих времен информация так или иначе отличается от родственных выражений (“знания”, “сведения” и т.п.) прежде всего тем, что информация измерима количественно; а кроме того, информация в значительной степени обезличена, носит межсубъектный характер. Основы общей теории информации были заложена в книге К. Шеннона и У. Уивера “Математическая теория связи” (1949). Эти авторы предложили вероятностные методы определения количества информации; ввели схему информационной связи (источник информации, передатчики, линия связи, приёмник, адресат, источник помех); сформулировали теоремы о пропускной способности, помехоустойчивости, кодировании и других характеристиках информационных процессов.
Клод Шеннон обосновал вероятностную теорию информации. Он предложил понимать информацию как меру определенности той или иной ситуации, поведения системы. Противоположностью информации в этом случае выступает энтропия, т.е. мера неопределенности, неупорядоченности любой системы, идущей к своему распаду. Неопределенность возникает в том случае, если по причине отсутствия или недостатка информации необходим выбор из двух или большего числа возможностей. Информация позволяет ее получателю уменьшить неопределенность, организовать систему, выбрав правильный шаг. Для общей теории информации не суть важно, стихийно это происходит (как в живой природе), или же сознательно (как у людей).
Основоположник кибернетики Норберт Винер распространил информационный подход на процессы управления и связи в природе, человеческом обществе и работе машин (в особенности компьютеров, специально предназначенных для накопления и переработки информации на основе ее электронного кодирования). Важно подчеркнуть, что информации нет без какого-то материального носителя; что она качественно отличается в неорганической природе; в биологических системах (живых, самоуправляющихся телах); в поведении сознательных существ (Теория торсионных полей как носителей информации – авторы - академики Акимов и Шипов).
С точки зрения теории информации человеческое сознание представляет собой один из механизмов выработки, передачи, приема, преобразования, накопления и использования информации самого разного рода. В рамках этого подхода оставляются в стороне личностные, субъективные стороны психики людей; обращается внимание на то, что объединяет ее работу с техническими устройствами обработки информации (компьютерами и т.п.). Информационные характеристики дополняют определение человеческого сознания как отражения.
Таким образом, сознание определяют как высшую, свойственную только человеку функцию головного мозга, сущность которой заключается в целенаправленном отражении объективных свойств предметов внешнего мира, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в правильном регулировании и саморегулировании взаимоотношений человека с общественной и природной действительностью.
Главные направления работы сознания:
познавательное,
коммуникативное (средство общения),
рефлексивное (обращенность сознания на самое себя).
- Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Юго-Западный государственный университет»
- Основы философии
- Содержание
- Предисловие
- Введение
- Раздел I. Введение в философию
- Занятие 1. Мировоззрение, его сущность и основные типы
- Основные понятия
- Основная литература
- Дополнительная литература
- 1. Понятие мировоззрения
- 2. Структура мировоззрения
- 3. Мифология как форма мировоззрения
- 4. Религия как форма мировоззрения
- 5. Обыденное мировоззрение
- 6. Научное мировоззрение
- Вопросы для повторения
- Тематика рефератов
- 1. Происхождение философии
- 2. Философия в системе наук
- 3.Философия как наука
- 4. Предмет и объект философии
- 5. Функции философии
- 6. Структура философии
- Вопросы для повторения
- Проверьте себя!
- 5. Выберите самое приемлемое сегодня определение философии:
- 6. Чем занимается онтология:
- Раздел II. История философии
- Занятие 3. Философия древнего востока
- Основные понятия и персоналии
- Основная литература
- Дополнительная литература
- 1.Особенности философии древнего мира
- 2. Становление философского сознания в Древней Индии
- 3. Специфика формирования философии в Древнем Китае
- Вопросы для повторения
- 1.Основные проблемы
- 2. Космоцентризм раннегреческих философов
- 3.Пифагорейская школа
- 4. Элейская школа
- 5.Философское учение Эмпедокла и Анаксагора
- 6. Атомистический материализм Демокрита и Эпикура
- 7. Софисты и скептицизм
- 8. Нравственная революция Сократа
- 9. Философия Платона
- 10. Философия Аристотеля
- 11. Неоплатонизм
- Вопросы для повторения
- Занятие 5. Философия средних веков
- Основные понятия
- Основная литература
- Дополнительная литература
- 1. Становление средневековой философии
- 2. Гностицизм
- 3. Патристика. Августин Блаженный
- Основные принципы религиозной этики Августина:
- 4. Основные идеи византийской средневековой философии
- 5.Философские идеи развитого средневековья.
- 6. Арабская средневековая философия
- 7. Фома Аквинский – систематизатор средневековой схоластики
- Вопросы для повторения
- Занятие 6. Философия нового времени (XVII-XVIII вв.)
- Основные понятия
- Основная литература
- Дополнительная литература
- 1. Основные идеи философии Возрождения
- 2. Предпосылки философии Нового времени
- 3. Философия ф.Бэкона. Разработка индуктивного метода
- 4. Рационалистическая концепция р. Декарта
- 5. Сенсуализм Локка, субъективный идеализм Беркли, агностицизм Юма
- 6. Учение Спинозы и Лейбница о субстанции
- Вопросы для повторения
- 1. Натурфилософия. Новое понимание философии и науки
- 2. Теория познания (гносеология) и методология
- 3. Учение о человеке и обществе
- Вопросы для повторения
- Занятие 8. Русская философия
- Основные понятия
- Основная литература
- Дополнительная литература
- 1. Истоки русской философии
- 2. Славянофильство и западничество
- 3. Русская религиозная философия
- 4. Философия русского космизма
- 5. Идеи политического радикализма в социальной философии России
- 6. Значение русской философии
- Вопросы для повторения
- Занятие 9. Основные направления
- 1. Позитивизм
- 2. Постпозитивизм
- 3. Критический рационализм
- 4. Структурализм
- 5. Прагматизм
- 6. Неокантианство
- 7. Феноменология
- 8. Экзистенциализм
- 9. Персонализм
- 10. Фрейдизм и неофрейдизм
- Вопросы для повторения
- Проверьте себя!
- 1. Понятие бытия. Основные формы бытия
- 2. Проблема субстанции и материи в философии
- 3. Современная наука о строении и свойствах материи
- Вопросы для повторения
- 2. Движение и развитие
- 3. Пространство и время как философские категории
- 4. Время в философских концепциях
- 6. Синергетика. Системный подход
- Вопросы для повторения
- Темы рефератов и докладов
- 1. “Природа” как философская категория
- 2. Гипотезы о возникновении жизни на Земле
- 3. Особенности живой природы
- 4. Природа и общество
- 5. Концепции будущего земной жизни:
- Вопросы для повторения
- 1. Противоречия между обществом и природой
- 2. Попытки осмысления ситуации
- 3. Глобальные проблемы современности:
- Вопросы для повторения
- 2. Биопсихосоциальное своеобразие человека
- 3. Родовые признаки человека
- Вопросы для повторения
- 2. Психофизические проблемы сознания
- 3. Природа идеального
- 4. Эмоции, их формы и значение в психической деятельности
- 5. Воля. Структура волевого акта. Память
- 6.Сознание. Подсознание. Сверхсознание
- Вопросы для повторения
- 1. Понятия языка и речи. Функции речи
- 2. Образ и знак, значение и смысл
- 3. Разновидности речи в жизни людей
- 4. Язык науки
- 5. Речевое общение в медицине
- 6. Невербальная коммуникация и ее возможности. Параязык
- 1. Основные положения классического психоанализа
- 2. Продолжатели и реформаторы психоаналитической теории и практики
- 3. Структура психики.
- Психика индивида
- Свойства сознания и бессознательного
- Вопросы для повторения
- Занятие 18. Личность. Проблемы свободы и ответственности
- 1. Человек, индивид, индивидуальность, личность
- 2. Принцип индивидуализма и принцип холизма
- 3. Свобода и необходимость в бытии человека
- 4. Свобода и творчество
- 5. Проблема ответственности в философии и этике
- Вопросы для повторения
- Занятие 19. Основные концепции смысла жизни человека
- 2. Варианты понимания проблемы смысла жизни
- 3. Понятие цели и смысла, их связь и различие
- 4. Объективный, единый смысл жизни человека
- Вопросы для повторения
- 2. Понятие ценности. Виды и функции ценностей
- 3. Диалектика основополагающих нравственных ценностей на примере добра и зла
- Вопросы для повторения
- Занятие 21. Социально-философское учение об обществе
- Основные понятия
- Темы рефератов и докладов
- Основная литература
- Дополнительная литература
- 1.Понятие общества в философии и социологии
- 2. Общество как саморазвивающаяся система
- 3. Подсистемы общества и типы деятельности
- Занятие 22. Культура и цивилизация
- 1. Понятие культуры
- 2. Типология культур
- 3. Развитие культуры
- 4. Культура и цивилизация
- Вопросы для повторения
- Проверьте себя!
- Занятие 23. Познание
- 1. Гносеология — философская теория познания.
- 2. Субъект и объект познания, способы их формирования
- 3. Особенности и взаимосвязь
- 4. Направления познавательной деятельности
- 5. Сущность интуиции, условия и механизмы ее функционирования
- Вопросы для повторения
- 1. Философские уровни понимания истины
- 2. Основные концепции истины в философии
- 3. Аспекты истины
- 4. Критерии истины
- Вопросы для повторения
- 1. Наука, ее цели, предмет, основные функции.
- 2. Специфика научного познания, его уровни.
- 3. Функции научного знания
- 4. Основные формы научного знания.
- 5. Теория как высшая форма организации научного знания.
- Вопросы для повторения
- 1.Понятие метода научного познания.
- 2. Характеристика методов эмпирического уровня
- 3. Теоретические методы исследования
- 4. Общенаучные подходы.
- Вопросы для повторения
- 1. Историческая динамика: рациональное и иррациональное знание
- 2. Отличительные черты и функции практического познания
- 3. Понятие паранауки
- 4. Вненаучное знание
- Вопросы для повторения