logo search
Aseeva_OSNOV_FILOSOFII_Uch_-metod_posobie

2. Типология культур

В отечественной философии принято различать, прежде всего, материальную и духовную культуру. К материальной культуре относятся материальные ценности, т.е. те предметы и явления, которые удовлетворяют наши телесные потребности. Среди них важнейшее место занимают средства производства, технические устройства и сооружения. Соответственно, духовная культура включает духовные ценности, способные удовлетворять потребности нашей души. Следует отметить, что одна и та же вещь может быть одновременно элементом и материальной, и духовной культуры. Например, здание Ярославского вокзала в Москве как объект материальной культуры служит для размещения железнодорожных служб, укрытия от непогоды и холода, а как объект духовной культуры является памятником архитектуры эпохи модерна.

Каждый вид человеческой деятельности требует развития определенного вида культуры, поскольку может осуществляться как рационально, эффективно, так и нерационально. Когда мы говорим, например, о культуре труда, отдыха, общения, о политической, правовой, экологической и т.д. культуре человека и общества, то мы имеем в виду определенную систему сложившихся разумных норм и правил, следование которым позволяет реализовывать различные виды деятельности грамотно, на высоком "человеческом" уровне. Таким образом, в культуре выделяется не только вещный и ценностный, но также и нормативный аспект. Наибольшее значение для человека имеют правовые и моральные нормы, о которых речь шла выше (в параграфе, посвященном философии морали).

Другим важным критерием для дифференциации культур является национально-государственный (этно-социальный, региональный), в соответствии с которым выделяют американскую, китайскую, российскую и др. культуры, а внутри, к примеру, российской – русскую, татарскую, башкирскую и др. В мировом масштабе также выделяют такие глобальные культурно-исторические типы, как восточный и западный. Для первого характерны такие ценности как традиционализм, коллективизм, созерцательность, уважение к старшим и др., тогда как западная культура покоится на индивидуализме, утверждает прогрессизм (стремление к новациям), больше чтит активность и стремление к преобразованию мира.

По субъектному признаку можно говорить о культуре общества и личности, а также о корпоративной, профессиональной и др. групповых культурах. Если культура общества наполняется ценностями и нормами, то культура личности включает знания, умения и навыки, убеждения и ценностные ориентации личности. Культура личности производна от культуры общества, и выражает степень овладения индивидом достижениями культуры. Также различают элитарную и массовую культуру, для первой характерна ориентация на непонятность, сложность, изысканность норм и ценностей, тогда как массовая культура обычно тяготеет к простоте, понятности, доступности, развлекательности. К типичным формам массовой культуры относят комиксы, дорожные романы, боевики, «мыльные оперы», тогда как в высокую элитарную культуру включают классическую литературу, философию, живопись, классическую музыку, некассовые высокохудожественные фильмы и театральные постановки.

Выделяют также такие понятия как «субкультура» и «контркультура». Первая характеризуют культуру отдельных или более замкнутых социальных групп (например, молодежная культура, профессиональные субкультуры). Контркультура же носит протестный характер – это протест против господствующих институтов власти, собственности, против отчуждения человека. Контркультурой часто ставятся серьезные проблемы, существующие в обществе, но замалчиваемые официальной властью. Молодежная контркультура обратила внимание общества на глобальные проблемы современности, способствовала созданию движения «зеленых», активно выступает против войны, за разоружение и т.д.

Разновидностью контркультуры является андеграунд. Это подпольная культура, которая преследуется властью и является оппозиционной по отношению к официальной политике. Она имеется во всех странах мира, но особенно характерна для государств с тоталитарными и авторитарными режимами. Официальной культуре, поддерживаемой и пропагандируемой государством, противостоит также народная культура, представленная не только фольклором, но и многообразными традициями, обычаями, нормами, ценностями, функционирующими в быту.