logo search
Aseeva_OSNOV_FILOSOFII_Uch_-metod_posobie

Свойства сознания и бессознательного

Сознательное

Бессознательное

Абстрактное, концептуальное

Конкретное, образно-визуальное

Формально-логическое

Неформальная логика

Вербальное

Невербальное (образное)

Символическое

Иконическое

Синтаксическая связанность

Свобода комбинаций знаков и образов

Вторичные мыслительные процессы

Первичные мыслительные процессы

Рациональное

Иррациональное

Интенциональное мышление

Сновидения, фантазии, галлюцинации

Формализация

Интуиция

Научная систематизация

Мифологическая систематизация

Последовательность

Одновременность

Дискретность

Континуальность

Классификация бессознательных реакций психики человека:

1. Предсознание — неосознаваемые механизмы жизнедеятельности, которые сформировались в филогенезе до появления сознания, а в онтогенезе представляют собой, как правило, наиболее удалённые от фокуса сознания пласты психики, так сказать структурное бессознательное. К нему относятся:

а) неосознаваемые автоматизмы поведения (безусловно-рефлек-торные действия вроде ходьбы, работы органов чувств, прочих телодвижений; условно-рефлекторные действия наподобие навыков плавания, езды на велосипеде, игры на музыкальных инструментах, чте-ния и т.п.);

б) стихийно формирующиеся установки (термин психолога Д.Н. Узнадзе) — предварительная готовность организма к совершению определенных действий в определенных ситуациях под влиянием прошлого опыта; способности к опережающего отражению действительности (так в незнакомой обстановке индивид поневоле мобилизуется ввиду возможной опасности, появляется чувство тревожности или страха, тогда как празднику предшествует некая эйфория; и т.п.);

в) внешнее и внутреннее выражения эмоций (непроизвольные биохимические реакции организма, мимика и жесты, т.п. ответы на достаточно сильные раздражители среды обитания).

2. Подсознание — неосознаваемые побудители сознательных поступков. Эти компоненты психики возникают одновременно с сознанием, но вытесняются из его области в сферу бессознательного, ее ближние к сознанию пласты и оттуда косвенно, через барьеры сознания воздействуют (часто искаженно) на поведение индивида. Поэтому эти компоненты бессознательной психики носят функциональный или же динамичный характер, могут быть загнаны глубже в бессознательное, а могут быть так или иначе осознаны, особенно с помощью врача, вообще близкого и чуткого человека.

К области подсознательного относятся различные нервные расстройства — психопатические комплексы и неврозы личности, возникшие под влиянием межличностных конфликтов, других жизненных затруднений.

3. Над- или же сверхсознание (термин К.С. Станиславского, заимствованный им из мистической философии) — интуитивные решения сложных проблем практики, науки и искусства. Это наиболее творческое выражение внесознательной психики, ее основной вклад в самореализацию личности, в культуру человечества.

Вряд ли можно оценить теорию Фрейда однозначно. С одной стороны, его учение помогло людям лучше понять самих себя, природные начала человека, избавиться от идеализации его возможностей. С другой стороны, фрейдизм слишком сгущает краски на портрете человеческой души, выносит личности чересчур суровый приговор к зоологическому индивидуализму. Антон Павлович Чехов в письме Алексею Сергеевичу Суворину заметил: “Половая сфера, конечно, играет важную роль на сем свете, но ведь не все от нее зависит, далеко не все; и далеко не везде она имеет решающее значение”. Человек, конечно, не бесплотный ангел, но чаще всего и не зверь, ревущий из бездны бессознательного. Человек — дитя своего общества и своей эпохи. Но его творческие действия что-то меняют в устройстве общества и ходе исторических событий. Обусловлены эти действия как сознанием, так и бессознательными влечениями. Их пропорция меняется, зависит от многих факторов. Фрейд учитывал далеко не все из них. Однако остается в силе его мудрое предупреждение — не идеализировать человека, не забывать о его природных влечениях, иначе они жестоко накажут нас за любой крайности в образе жизни.