logo search
Aseeva_OSNOV_FILOSOFII_Uch_-metod_posobie

2. Принцип индивидуализма и принцип холизма

В соответствии с принципом индивидуализма индивид, хотя и признает себя членом общества, класса, группы или другой общности людей, склонен оценивать их с точки зрения утилитарного, служебного или функцио­нального отношения к своему личному интересу.

Многие философы критикуют утвердившийся на Западе утилитаризм, в основе которого лежит оценка явлений с точки зрения их полезности, экономического интереса. Принцип полезности лег также в основу нравственности, обусловив универсальный этический критерий — удовлетворение интересов индивида или какой-то общности. Основной недоста­ток утилитаризма усматривают в преувеличении роли значения материальных потребностей людей, которые объявляются доминирующим фактором истории. Понятия долга и свободы он отрицает, как несущественные. Однако современному промышленному производству и индустриальному обществу больше под­ходит кооперирование, чем индивидуализм.

На Востоке иное, чем на Западе, восприятие мате­рии и духа, эмоционального и рационального, добра и зла, Бога и человека. Восток, в отличие от Запада, не принимает категорической формы дуализма: или-или. Восток интуитивен. Здесь проповедуется покорность, отрешенность и неактивность. Мыслители Востока склонны к созерцательности, интровертности, т. е. обращенности во внутрь своего "Я". Для них характерно стремление овладеть собой в большей степени, чем внешним миром, главное для них — постичь вечное. Они находят удовлетворение в повседневном опыте, ощущении своего единства с природой и Космосом.

В японской культуре, например, господствующим является принцип холизма. Холизм рассматривает природу как иерархию ценностей, воспринимаемых как единство. Он проповедует принцип подчинения части целому, отводя большую работу коллективиз­му. Однако коллективизм по-японски — это не самоцель, а основа организации работы. Чтобы выжить, японцы вынуждены были вырабатывать привычку трудиться сообща, независимо от существующих разногласий. В этих условиях сложилось убеждение, без которого общество не могло бы развиваться: отдельный человек сам по себе — ничто.

Японцы сдерживают индивидуализм и придают особое значение совместным действиям. Система холизма воспитывает и приучает людей к долговременным связям, стимулирует достойное отношение друг к другу. Японцы избегают судить о поступках характере человека в целом, а оценивают его поведение применительно к конкретным обособленным сферам бытия, в каждой из которых как бы существуют свои законы и свой особый моральный кодекс. В этой связи различают: долг по отношению к императору, обязанности по отношению к родителям, к семье и к себе, а также по отношению к людям, ко­торые что-то для тебя сделали. В Японии говорят: «Относись к человеку с уважением, пока он не докажет, что его не заслуживает».

В Восточной философии (особенно в индийской) утверждается, что творческая активность, составляю­щая сущность "Я", развертывается лишь во внутрен­нем духовном пространстве и познается не аналити­чески, а в акте мгновенного озарения ("сатори"), ко­торый есть одновременно пробуждение от сна, само­реализация и погружение в себя.