logo search
Aseeva_OSNOV_FILOSOFII_Uch_-metod_posobie

6. Синергетика. Системный подход

Одной из характерных черт современной философии является мультипарадигмальность - разнообразие научных парадигм. При этом парадигмы не следует отождествлять с научными теориями, обилие которых было присуще философии во все времена. Под парадигмами понимаются "при­знанные всеми научные достижения, которые в тече­ние определенного времени дают научному сообщест­ву модель постановки проблем и их решения" (Кун Т. Структура научных революций. М., 1977. С.11). Т.е., парадигмы это основополагающие идеи. Сего­дняшний уровень развития философии отличается тем, что каждая вновь возникшая парадигма не отме­тает с ходу всех предшествующих (как бывало в науке ранее), а зачастую опирается на них и предлагает лишь еще один угол зрения на исследуемый круг проблем. Реальность настолько сложна, что в отношении одно­го и того же объекта могут действовать две различные и даже противоположные теории - естественно, в оп­ределенной мере и при определенных условиях ("принцип дополнительности"). Понимание это­го, без преувеличения, и стало главным открытием ХХ столетия.

Среди научных парадигм особую популярность приобрела синергетика - учение о самоорганизации и саморегулировании сложных систем. Она зародилась в недрах естест­венных наук - химии, физике, математике, биологии - и первоначально не выходила за их пределы. Однако впоследствии идеи синергетики проникли в филосо­фию и благодаря своему мощному методологическому потенциалу оформились в качестве междисциплинар­ной концепции объяснения реальности.

В рамках синергетики описываются закономернос­ти функционирования и трансформации самооргани­зующихся систем. Эти закономерности не задаются в системе извне, а являются продуктом ее собственной деятельности, поэтому их истоки и содержание следу­ет искать внутри системы - в этом специфика синергетического подхода. Среди таких закономерностей наи­больший интерес для синергетики представляет механизм перехода от беспорядка к порядку. Само собой разумеется, это не абсолютные, а соотноситель­ные понятия. Некоторая упорядоченность присутству­ет в системе всегда, иначе последняя не была бы систе­мой, поэтому под "беспорядком" и "порядком" пони­мается лишь меньшая или большая степень упорядоченности. Для синергетики свойственно стремление выявить один, главный фактор, который оказывает основное влияние на процесс движения к "порядку" и которому подчинены все остальные пере­менные. Данный фактор условно именуется "парамет­ром порядка". Однако его действие во многом непред­сказуемо, и это не позволяет напрямую управлять раз­витием системы, т.е. переводить ее в иное, заранее определенное состояние. Всегда возможны случайнос­ти - флуктуации, т.е. отклонения от средних, равновесных состояний, обусловленные произвольным соче­танием факторов, и система постоянно обладает набо­ром вариантов дальнейшего развития. Точки, в кото­рых возникает выбор, "дерево альтернатив", именуются "точками бифуркации" (от лат. - "раздвое­ние", "разветвление"). Бифуркации - взрывные изменения, дающие новые, непредсказуемые на­правления эволюции. Это означает, в частности, что направление времени, а также направление эволюции любой системы не предзадано извне. Оно творится постоянно на уровне элементарных физико-хи­мических процессов. Саморазвитие, согласно Пригожину, — это постоянно осуществляемый «выбор на молекулярном уров­не», где господствует случайность, неустойчивость. Человеческое общество — это очень сложная сис­тема, способная претерпевать множество бифуркаций, что подтверждается множеством куль­тур, сложившихся на протяжении сравнительно короткого пе­риода в истории человечества. Это вселяет в нас одновре­менно и надежду и тревогу: надежду на то, что даже малые флуктуации могут усиливаться и изменять всю их структуру (это означает, в частности, что индивидуальная активность вовсе не обречена на бессмысленность); тревогу потому, что наш мир, по-видимому, навсегда лишился гарантий стабиль­ных, непреходящих законов. Мы живем в опасном и неопреде­ленном мире, внушающем не чувство слепой уверенности, а лишь чувство умеренной надежды.

Как видим, к достоинствам синергетики относятся ее гибкость, универсальность практичность, примени­мость практически в любой сфере. Диалектика, ки­бернетика, синергетика, формальная логика, систем­ный подход тесно взаимодействуют, обогащают друг друга, и это приводит к достижению качественно но­вых результатов. Парадигмы не просто сосуществуют, а взаимодополняют друг друга - такова, на наш взгляд, оптимальная схема научного познания. Диа­лектика как учение о всеобщей взаимной связи и развитии сама находится в связи с другими частями философии и с дру­гими науками и сама развивается.

Со второй половины XIX в. в связи с диалектикой начинает развиваться то направление в науке, которое в дальнейшем получило название системного подхода. Исследования в области биологии, а также исследование обще­ства как целостной системы, организация армий и военного производства, крупных машинных производств, работающих на общий главный конвейер, наконец, организация сети же­лезных дорог и сопутствующих им систем связи, телефонных сетей — таков далеко не полный перечень научных, социаль­ных и технических проблем, заставляющих обратить внима­ние на своеобразные типы объектов, составляющих их элемен­ты и системы взаимосвязи внутри этих объектов.

В 1954 г. австрийский ученый Людвиг фон Берталанфи (1901—1972) организовал международное общество по разра­ботке общей теории систем. Он выдвинул программу по­строения общей теории систем. Одна из задач этой теории со­стояла в синтезе научного знания посредством выявления изо­морфизма (схожести) законов, установленных в разных облас­тях научного исследования как природы, так и общества. Эта программа ставила перед собой, по сути, те же задачи, которые решались диалектикой как общей теорией взаимосвязи и раз­вития. Однако категориальный аппарат был здесь иной, и к тому же широко использовались достижения таких новых наук, как кибернетика, термодинамика неравновесных процессов, синергетика.