logo search
Aseeva_OSNOV_FILOSOFII_Uch_-metod_posobie

3. Патристика. Августин Блаженный

После столетий гонений, казней и прочих репрессий, которым подвергались христиане, в начале IV в. при императоре Константине I Великом состоялся исторический союз имперской власти и новой религии. Как следствие этого, возникла потреб­ность философско-богословского союза, т. Е. синтеза достижений античной философии (при должной селекции и адаптации) и дог­матов христианской веры. Осуществление такого синтеза состави­ло одну из задач патристики (от лат. «pater» - «отец»). Этим терми­ном обозначают совокупность теологических и философских воз­зрений так называемых «отцов церкви». Число их различно в раз­ных христианских конфессиях. Однако подавляющее большинство христианских церквей причисляет к ним Афанасия Александрийского, Василия Великого, Григория Богослова и Григория Нисского. Главная заслуга этих богословов — внесение ясности в вопрос о соотно­шении понятий «сущность» и «ипостась» применительно к лицам Святой Троицы. Термином «сущность» обозначили единое Божество, проявляю­тся в трех лицах Троицы, а термину «ипостась» присвоили те личные уличительные свойства, которые дают им самостоятельное бытие. Сущность Божества принадлежит в равной степени всем трем лицам Троицы, а выражается только в одном Отце. Этой сущностью в равной мере обладает каждая ипостась. В то же время каждой ипостаси присущи некоторые особые свойства. Так, для Отца нерожденность, для Сына — рождениe от Отца, для Духа — исхождение от Отца через Сына. Поскольку Божественная сущность у всех трех ипостасей едина, следовательно, они еди­носущны.

В латинской патристике наиболее известен Святой (Блаженный) Августин Аврелий (354-430), епи­скоп г. Гипнона, Северная Африка. Взгляды Августина вызревали в борьбе с идейными противника­ми и отличались полемическими крайностями, зачастую в ущерб ло­гической связности. Его богословские и философские положения за­частую не согласуются между собою. В полемике с манихейством, религиозным учением о вечной борьбе сил света и тьмы, Августин разработал строго монистическую философско-теологическую док­трину. Бог сотворил мир из ничего. Только Бог обладает подлинным бытием, все остальное существует постольку, поскольку это дозволя­ется божественной волей.

Оригинально учение Августина о времени. Бог пребывает в вечности, удел же тварного мира – находиться в потоке времени. Августин акцентирует духовный аспект времени. Для отдельного человека связь прошлого, настоящего и будущего выступает как единство в душе его памяти, созерцания и упования. В космическом масштабе связь времен чудесно и таинственно зало­жена в божественных планах относительно мировых судеб.

Поскольку мир создан по образу и подобию божественного ра­зума, поскольку он отражает истинное бытие, то этот мир по необ­ходимости добр и прекрасен. Откуда же происходит мировое зло? Проблему теодицеи (т.е. оправдания Бога за земное зло) Августин решает в том смысле, что зла по сути не существует. Имеет место неполное добро, дефицит блага в тварном мире. Даже ад не лишен блага.

Мир представляет собой лестницу созданий, расположенных божественным разумом и волей в гармоническом порядке. Каждый предмет имеет целесообразное место в общем плане мироздания. Во главе тварей здешнего мира стоят разумные существа, чье прибли­67жение или удаление от Бога зависит от их свободной воли. Рацио­нальные способы познания божественных истин принципиально ограничены, магистральный путь к их постижению пролегает через веру в откровение, религиозное озарение.

Показательна идейная борьба Августина против пелагианства. Ирландский богослов Пелагий учил, что главным фактором спасения души человека является свободный почин его воли. Ав­густин, осуждая пелагианство, отказался от им же утверждаемой свободы воли. В спасении или погибели душ имеет место предо­пределение. Бог – грозный и беспощадный судия, чей приговор обжалованию не подлежит – еще до сотворения мира предназна­чил одних к спасению, других к погибели. Это учение в ближай­шей исторической перспективе оказалось невостребованным, по­скольку объективно препятствовало претензиям церкви на руково­дство делом душевного спасения паствы.

Когда в 410 г. Рим был разграблен готами, язычники припи­сали эту катастрофу забвению древних богов. Контраргументом против языческого реваншизма явился труд Августина «О граде Божием». В нем изложены важнейшие положения об организации средневекового общественно-политического устройства. Имеются два града – земной и небесный, оба созданы любовью, первый – к себе, второй – к Богу. Первыми гражданами их были грешник Каин и праведник Авель. По мысли Августина, общественно-политическую жизнь следует строить на основе духовного объе­динения верующих. И если Рим пал, то это означает поражение земного, но не небесного града. Христианская церковь призвана организовать жителей небесного града, попечительствовать над воссозданием и функционированием светской власти (града зем­ного). Идея приоритета церковной власти над государственной, высказанная Августином, легла в основу средневековых полити­ческих учений.