logo search
Aseeva_OSNOV_FILOSOFII_Uch_-metod_posobie

2. Космоцентризм раннегреческих философов

Как любовь к мудрости, античную философию интересует прежде всего проблема сущего, из которого возник мир множест­ва разнообразных конечных вещей. Отбросив мифологические концепции в объяснении мироздания, античные мыслители вводят безличные силы природы, чтобы отыскать всеобщее начало, пер­вооснову всех вещей (вода, воздух, земля, огонь), название кото­рых – «архэ». Именно в нем античные философы видели великий принцип самой природы, силу, которая формирует космос и управляет им.

Представители Милетской школы (VII-VI в.в. до н.э.) высказали идею о вечности материального первоначала и указали на то, что явления природного мира под­чиняются внутренне им присущему однообразному порядку. По­рядок мира не устанавливается кем-либо, а изначально содержит­ся в материальном элементе, из которого все происходит и состо­ит. Формирует космос и управляет им не персонифицированная надприродная сила, а великий принцип самой природы.

Первоначало — это некая субстанция, в неизмен­ном виде присутствующая в каждой вещи. Это то, что остается при всех превращениях и изменениях в материальных объектах. Первона­чало милетцев – это не просто конкретное природное явление, а невидимые сущности, из которых все образуется, как из семени и прообразом которой являются видимые предметы. Вода Фалеса не просто конкретная вода, а некое жидкое начало вообще, это – философское переосмысление Океана, она «разумна» и божественна. Анаксимандр, отходя от аналогии первоосновы с видимыми предметами, выдвинул в каче­стве первоосновы – апейрон (беспредельный, неопределенный, материальный источник разнообразия и изменчивости всех ве­щей). Апейрон Анаксимандра как первооснова всего сущего сви­детельствует об абстрактной постановке фундаментальной фило­софской проблемы – проблемы бытия.

Ученик и последователь Анаксимандра Анаксимен вошел в историю философии как создатель научного и философского языка. Простое изложение проблем, приверженность фактам характеризуют стиль его мышления. Развивая космогонические взгляды, он первоначалом всего сущего объявляет воздух, про­цессы сгущения и разряжения которого раскрывают природу движения.

По своим воззрениям на природу к милетцам примыкал и Ге­раклит из Эфеса. Единую и всеобщую основу всех явлений при­роды, их материальное первоначало Гераклит усматривал в огне. Огонь Гераклита – источник жизни, сама жизнь, активность и динамика ее. Все мировые про­цессы философ объяснял пульсацией вечно живого огня, его воз­горанием и угасанием. Как активное и подвижное начало огонь подчиняется Логосу (закону), который вечен, всеобщ.

Подводя итоги краткого анализа философских взглядов ионий­ских мыслителей, следует подчеркнуть, что их философские воз­зрения были направлены на выработку самых общих понятий о мире, природе, человеке. Их философия еще не существовала от­дельно от познания природы, а знание о природе – отдельно от философии. В этом проявился синкретизм, нераздельность, слит­ность знания философского и научного. Они были первыми в Ев­ропейской культуре, кто осознал и сформулировал наиболее фун­даментальные философские проблемы.