logo search
Aseeva_OSNOV_FILOSOFII_Uch_-metod_posobie

1.Особенности философии древнего мира

Философия древнего мира рождается в классовом обществе, ко­торое неспособно решать новые проблемы традиционными способа­ми. Она ориентирована на формирование того идеала, который по­зволяет обществу оттолкнуться от сущего и искать себя в должном; позволяет отдельно взятому человеку выходить за пределы своей природы и проектировать свое желаемое "Я". Философия рождается как сомнение в целесообразности старого мира и как олицетворение его новых форм.

Предпосылкой становления философии явилось развитие язы­ка, письменности; совершенствование способности человека к от­влеченному мышлению и познанию мира. Философия возникает, когда авторитет разума занимает место авторитета традиции, когда поиски генетического начала мира до­полняются поисками субстанции. Поиск субстанции и ее последую­щее осмысление приводит к деантропоморфизации и демифологиза­ции мира. Воображение вытесняется мышлением. Однако этот про­цесс был длительным и сложным. Несмотря на значительные успехи древней цивилизации Вавилонии и Египта, там философия не сло­жилась из-за отсутствия должного уровня свободы как меры самовы­ражения.

Восточная философия, как и европейская, прошла длительный исторический путь развития от своих ранних форм к зрелым классическим учениям.

Характерные черты древневосточной философии:

- ей присуще слияние как с обыденным нравственным сознанием, так и с религиозно-мифологическим мировоззрением;

- предпочитает принцип недея­ния;

- духовная природа человека еще переплетена с природным содер­жанием, осознает себя через природные формы (классический об­раз древневосточной духовности - Сфинкс, чудовище, из звериного туловища которого вырастает человек).

- может быть оха­рактеризована как протофилософия, характерны пережитки мифологии, практически отсутствует философская терминология и кон­цептуальный характер, но, тем не менее, протофилософия - это пер­вый шаг становления философии и освобождения ее от мифологи­ческих архетипов.