logo search
Aseeva_OSNOV_FILOSOFII_Uch_-metod_posobie

4. Элейская школа

Элейцы поставили важные в философии вопросы: как можно мыслить бытие, как мысль относится к действительности, как в человеческом мышлении представляется окружающий мир и его реальные процессы (движение). Впервые в истории человече­ского знания в учении Парменида противопоставляется мир бы­тия и мир чувственно-воспринимаемых вещей. Бытие это то, что отличается от чувственного мира, имеющего начало и конец во времени. Бытие же вечно, едино, однородно, неизменно, непод­вижно и совершенно. Оно существует, небытия нет и вовсе. Бы­тие постигается логическим мышлением, а мир вещей – чувст­венным восприятием. Так философия в лице Парменида впер­вые открыла качественную специфику чувственного и рацио­нального в познании, отличие философского разума от шаткого «мнения» людей.

Ученик Парменида Зенон продолжил аргументацию своего учи­теля против множественности бытия и движения, создав знамени­тые апории (парадоксы). Древние источники приписывают Зенону пять доказательств «против движения» в защиту неподвижности бытия. Следует подчеркнуть, что в апориях Зенона отразились трудности формирования понятийного аппарата философии, свя­занные с отражением объективной противоречивости движения, пространства и времени, а также противоречия между чувственным и рациональным познанием. Элеаты обнаружили, что единство бы­тия, его сущность постигается только мышлением, а чувственные восприятия дают нам представления о внешних явлениях, их мно­гообразии и изменчивости. Показав, как ошибается ежедневный опыт в своих определениях, элейцы основали свою диалектику как науку, указывающую на противоречия обыкновенного смысла и опыта. Именно поэтому, с точки зрения Зенона, логическое мыш­ление и расходится с теми понятиями, которые мы составляем по непосредственному опыту.