logo search
Aseeva_OSNOV_FILOSOFII_Uch_-metod_posobie

5.Философское учение Эмпедокла и Анаксагора

Разрешить данное противоречие и примирить противоположно­сти учений Парменида и Гераклита попытался Эмпедокл. Соглаша­ясь с Парменидом в том, что истинное бытие должно быть вечным и неизменным, Эмпедокл, решая проблему единого и многого, при­ходит к выводу о существовании не одного бытия, а нескольких истинных первооснов. Такими «корнями всех вещей» стали само­стоятельные, неизменные, независимые друг от друга стихии – огонь, воздух, вода и земля, сочетание которых в разных пропор­циях порождает якобы бесконечное многообразие вещей. Источни­ком образования всех вещей являются две противоположности, две силы: Любовь и Вражда. Они не материальны, но пространствен­ны. Если Любовь соединяет, то Вражда обособляет. Преобладание одной из этих сил обусловливает циклический ход мирового про­цесса.

Поставленная Эмпедоклом проблема количественных измене­ний нашла свое развитие в учении Анаксагора о качественной оп­ределенности вещей. Согласно Анаксагору, из ничего ничто не возникает. То, что человек воспринимает как рождение вещей, на самом деле есть проявление уже существующего. Все вещи состо­ят, по мнению философа, из бесконечного числа семян (позднее Аристотель назовет их гомеомериями – подобочастными; идеями, подобными вещам). Семена обладают неизменными качествами и не теряют их ни в одной смеси: они вечны, неограниченны (по числу), бесконечно делимы. Преобладание одних семян над другими обусловливает качествен­ную определенность вещи. Анаксагор связал качественную опре­деленность с количественным преобладанием в ней тех или иных частиц. Это первый в истории метафизики подход к проблеме диалектики качества и количества. Анаксагор высказал и гени­альную мысль о том, что во всем есть часть всего, все связано со всем.