logo search
Философия древнего Китая / Антонов Ч

Понятие цивилизации. Соотношение культуры и цивилизации

Слово «цивилизация» происходит от латинского civilis –гражданский, государственный. Впервые этот термин был употреблен Мирабо в работе «Друг людей или трактат о народонаселении» (1757) Первоначально это понятие возникло в русле толкования прогресса и употреблялось как противоположная варварству стадия истории, основанная на разуме и справедливости. Так, французские просветители назвали феодализм с его ценностями неразумным и варварским обществом. Ему было противопоставлено капиталистическое общество, которое, по их мнению, является цивилизованным. Впоследствии в связи с осмыслением разнообразных культур сложилась так называемая этнографическая концепция цивилизации, в основу которой было положено представление о том, что у каждого народа своя цивилизация. В марксистской философии под цивилизацией понимается определенная стадия в развитии человеческого общества, следующая за эпохой дикости и варварства, которые рассматривались как неразвитые ступени культуры. В широком смысле оно означает совокупность материальных и духовных достижений различных народов, а в узком смысле материальную культуру.

В настоящее время цивилизация понимается неоднозначно. Во-первых, цивилизация считается синонимом культуры. Во-вторых, цивилизация рассматривается как определенный уровень развития материальной и духовной культуры различных народов и всего человечества. В-третьих, цивилизация означает упадок культуры, ее определенное состояние, старение. В-четвертых, цивилизация определяется как ступень развития, следующая за варварством и дикостью. Наиболее обоснованной сегодня считается четвертая трактовка. Цивилизация – это понятие историческое, а культура – общечеловеческое. Культура присуща человечеству с момента его возникновения и до наших дней. Когда говорят о возникновении цивилизации, то имеют в виду, что она появилась вместе с возникновением разделения труда, торговли, городов, различных областей духовной культуры.

Проблема цивилизации сегодня выдвинулась на передний план в силу ряда причин. Во-первых, научно-технический прогресс в современном мире способствует быстрому формированию технологического, информационного способа производства во всех странах мира; во-вторых, в связи с переосмыслением практики социалистического строительства в СССР и других странах возродились споры о двух основных цивилизациях – Западной и Восточной. Возникла дилемма: существует одна человеческая цивилизация или несколько?

Для ответа на этот вопрос обратимся к истории. С древнейших времен различались Восточная и Западная цивилизации. Их специфика была обусловлена особенностью географической среды, плотностью населения, особенностью трудовой деятельности, социокультурными факторами. Эти типы цивилизаций взаимодействовали между собой, возникали различные «гибридные» общества. Характерные черты традиционной цивилизации: деспотическая власть, бесправие подданных, неподвижная социальная, общинная структура, невыделение личности, неразвитость права, в духовной сфере господствуют религиозно-мифологические представления. Европейская цивилизация сформировалась в западной Европе в ХУ – ХУ11 вв. Для нее характерны: ускоренное развитие техники, динамичность социальной структуры общества, личность рассматривается как высшая ценность, в культуре доминирует научная рациональность, значительное внимание уделяется инновациям.

Западная цивилизация является по своему характеру противоположной Востоку. Под Западом понимается особый тип культурно-цивилизационного развития, который сформировался в Западной Европе примерно в XVI – XVII вв. Эта цивилизация возникла на основе античной культуры и христианской традиции.

Проблема типологии цивилизаций связана с вопросом о культурном самоопределении народов, об их исторической судьбе. В настоящее время в обществознании существуют различные типологии цивилизаций Ряд исследователей выделяет такие исторические типы цивилизации: традиционное общество, индустриальное общество и информационное общество. Другие исследователи считают, что можно выделять земные и космические цивилизации. Среди наиболее крупных исследователей в области культуры и цивилизации можно назвать Н.Я. Данилевского, О. Шпенглера, А. Тойнби, П.А. Сорокина. При определении содержания понятия цивилизации его часто соотносят с культурой. Так, Шпенглер, рассматривая цивилизацию как совокупность технико-механических факторов, противопоставляет ее культуре как царству органически-жизненного. Цивилизация – это этап культуры, для которого характерен высокий уровень науки и технических достижений и упадок литературы и искусства. Культура, которая исчерпала себя, становится цивилизацией. Он отрицает преемственность культур и культурных традиций. Культура и цивилизация – два разных аспекта истории. Значительный вклад в учение о цивилизации внес Тойнби, который выделяет следующие «живые» цивилизации: западное общество, православно-христианское, исламское, индуистское, дальневосточное.