logo
Философия древнего Китая / Антонов Ч

3. Понятие материи в философии

Понятие «материя» является одной из фундаментальных категорий материалистической философии. Без него не обходятся и различные идеалистические направления. При всем разнообразии определений материи, даваемых различными философами, общим для идеалистов является то, что они или совсем отрицают существование материи, или отрицают ее объективность. Например, такой представитель субъективного идеализма как

Беркли, прямо заявлял о том, что если мы изгоним понятие о ней, исчезновение ее никто не заметит, ибо оно ничего не обозначает. Другие субъективные идеалисты хотя открыто и не отрицают существование материи, но сводят ее или к «совокупности ощущений» (Э. Мах), или к «постоянной возможности ощущений» (Д.С. Милль, А. Пуанкаре). Представители лингвистической философии Дж. Мур и Л. Витгенштейн считают, что так как категории «материя» и «сознание» с научной точки зрения не могут быть строго определены, то от них нужно отказаться.

С. Маршак написал эпиграмму на «одного философа», в которой писал:

«Мир, – учил он, – мое представление

А когда ему в стул под сидение

Сын булавку воткнул,

Он вскричал: «Караул!

Как ужасно мое представление!».

В отличие от субъективных идеалистов, представители объективного идеализма хотя и считают, что материя существует вне и независимо от человеческого сознания, человеческих ощущений, но, в конечном счете, и они ставят ее существование в зависимость от сознания, духа. Так, у Гегеля материя появляется в результате деятельности абсолютной идеи, которая на определенной стадии своего развития порождает материю (свое «инобытие») и начинает существовать в виде материальных вещей. Близкое к нему положение занимает материя в философской системе Лейбница, у которого в основе мира лежат духовные монады – своего рода духовные атомы. Они для того, чтобы не слиться друг с другом, отстоять себя, свою самобытность, облекаются в грубую, инертную материю и тем самым отгораживаются друг от друга.

В связи с этим вспомним, что писал по этой проблеме Т. Манн. Как только один из его героев, отмечал он, отходит от материализма и начинает искать момент «первичного рождения материи», он приходит к антинаучному предположению, что жизнь – это «инфекционное заболевание материи», а сама материя – «неправомерное разрастание нематериального».

Среди материалистов тоже имеются самые различные воззрения на материю, но при этом все они признают за материей объективное существование – существование, независимое от какого бы то ни было сознания или духа.

Понятие «материя» прошло несколько этапов в развитии философской мысли: 1) этап – наглядно-чувственного представления, когда основой сущего выступали различные стихии – вода, «апейрон», воздух, огонь; 2) на этом этапе господствовали атомистические представления о материи, когда вещество сводилось к атомам. В античности этих взглядов придерживались Левкипп и Демокрит, а в Новое время – Гассенди, Ньютон, Гольбах, Ломоносов и др.); 3) этап связан с кризисом естествознания на рубеже XIX-XX вв. и с формированием гносеологического понимания материи; 4) этап в развитии понятия материи связан с ее трактовкой как субстанции. В наше время можно говорить о пятом, интегративном этапе, когда гносеологическое и субстанциальное представления о материи являются дополнительными, дающими о ней необходимую исходную информацию.

Гносеологическое понимание материи было дано В.И. Лениным, резко выступившим против отождествления материи с веществом и смешения философской категории материи с учением о строении материи. «Понятие материи, – писал он, – … не означает гносеологически ничего иного, кроме как: объективная реальность, существующая независимо от человеческого сознания и отображаемая им».

Обобщая открытия в естествознании и развивая марксистское учение о материи, Ленин дал следующее определение материи: «Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них».

При субстанциальном подходе к материи ее рассматривают как систему атрибутов, т.е. вечных, неотъемлемых свойств. Здесь материю связывают с такими свойствами, как субстанциальность, неисчерпаемость, принципиальная неуничтожимость, движение, пространство, время. Дальнейшая разработка интегративного понимания материи неразрывно связана с учетом и других достижений в современной науке и культуре в целом, например, принципа самоорганизации.