3. Методы эмпирического исследования
Эмпирический уровень познания и знания – это знание, полученное непосредственно из опыта, с некоторой рациональной обработкой свойств и отношений изучаемого объекта. Этот уровень характеризуется тем, что на нем идет процесс накопления фактов, информации об исследуемых явлениях. Здесь широко используются следующие методы: Первой, начальной ступенью познания является получение соответствующих данных об изучаемо наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент.
Первой, начальной ступенью научного познания является получение соответствующих данных об изучаемом объекте, установление фактов, дающих определенную информацию о его свойствах и связях. Факты – это воспринятые человеком и зафиксированные в определенной форме те или иные стороны действительности. Факты, по выражению И.П.Павлова, это воздух ученого.
Наблюдение – это систематическое целенаправленное восприятие объекта. Этот элементарный метод выступает, как правило, в качестве одного из элементов в составе других эмпирических методов. Наблюдение представляет собой активный познавательный процесс, опирающийся прежде всего органов чувств человека и его предметную материальную деятельность. Однако это вовсе не значит, что из процесса наблюдения исключается мышление человека, его знания и опыт, что восприятие объекта человеком не зависит от других факторов.
Психологической наукой установлено и исследовано явление апперцепции, сущность которого состоит в том, что содержание и направленность восприятия объекта обусловлены знаниями, интересами, опытом, взглядами человека, его отношением к окружающей действительности. Прогресс наблюдения как метода научного познания неотделим от прогресса средств наблюдения. Изобретение телескопа позволило человеку распространить наблюдение на область мегамира, создание микроскопа знаменовало вторжение метода наблюдения в микромир.
К наблюдению предъявляют следующие важные требования: 1)преднамеренность, 2) планомерность, 3) целенаправленность. Наблюдение, направленное на восприятие отдельных деталей, сторон, частей объекта, называется фиксирующим. Наблюдение, охватывающее весь объект в целом, называется флюктуирующим. Только соединение этих обоих видов наблюдения дает наиболее полную информацию об объекте.
Наблюдение как средство познания дает нам в форме совокупности эмпирических утверждений первичную информацию о мире. В своей автобиографии Ч. Дарвин отмечал ряд качеств, которые позволили ему добиться больших успехов в науке.: «Усердие, проявленное мною в наблюдении и собирании фактов, было почти столь велико, каким только оно вообще могло бы быть».
Сравнение – один из универсальных методов познания. Известен широко афоризм – «все познается в сравнении». Сравнением называется установление сходства и различия предметов и явлений действительности. В результате сравнения устанавливается то общее, что присуще двум или нескольким предметам, а выяснение общего, повторяющегося в явлениях, как известно, есть ступень на пути познания закона. Сравнение может осуществляться по существенным и несущественным признакам. В некоторых науках сравнение выросло до уровня общей методологической концепции. Так. Например, сравнительная анатомия, сравнительная морфология занимаются сравнительным изучением органов и их систем у животных и растений, что позволяет глубже проникнуть в проблему происхождения животных, яснее представить пути их исторического развития. Интересны попытки польского писателя-фантаста С. Лема сравнительного анализа биологической и технологической эволюции в книге «Сумма технологий» с целью долгосрочного общественного прогноза. Сравнительно-исторический анализ набирает сегодня силу и в философии, способствуя формированию компаративистской философии, в которой осуществляется сравнение западной и восточной философии.
Следующим важным эмпирическим методом является измерение, которое исторически возникло из сравнения. В отличие от последнего оно является более мощным и универсальным познавательным средством. Современное естествознание, начало которому было положено трудами Леонардо да Винчи, Галилея и Ньютона, своим небывалым расцветом обязано применению измерений.
Измерение – это процедура определения численного значения некоторой величины посредством единицы измерения. Измерение предполагает наличие следующих основных элементов: 1. Объект измерения. 2. Единица измерения, т.е. эталонный объект. 3. Измерительные приборы. 4. Метод измерения. 5. Наблюдатель. Измерения бывают прямые и косвенные. Прямое измерение заключается в том, что результат получается непосредственно из самого процесса измерения. При косвенном измерении искомая величина определяется математическим путем на основе знания других величин, полученных путем измерения. Измерение позволяет находить и формулировать эмпирические законы и даже служит источником формирования научных теорий. Так, измерение атомных весов элементов явилось одной из предпосылок создания периодической системы элементов Д.И. Менделеева, позволило создать своеобразную теорию свойств химических элементов.
Ценность измерений видна уже из того, что они дают точные, количественно определенные сведения об окружающей действительности. Выдающимся является измерение скорости света. Количественный подход к объекту позволяет глубже понять его. Так, ускоренное развитие науки стало особенно заметно, когда ее стали измерять. Возникла даже такая дисциплина как наукометрия.
Все рассмотренные методы эмпирического познания являются элементами такого сложного метода как эксперимент. Эксперимент – это метод познания объекта, когда исследователь активно воздействует на него путем создания искусственных условий, необходимых для выяснения соответствующих свойств. Утверждение экспериментального метода в науке – длительный процесс, протекавший в острой борьбе передовых ученых Нового времени против античного умозрения и средневековой схоластики. Английский философ Ф. Бэкон одним из первых выступил за опытную науку. Однако основателем экспериментальной науки по праву считается Галилео Галилей. Он не только создал приборы для наблюдений и экспериментирования, но и осуществил ряд искусных экспериментов. Без экспериментов современное развитие науки невозможно. Благодаря эксперименту явления рассматриваются в «чистом» виде при устранении побочных факторов, осуществляется повторяемость эксперимента. К эксперименту обращаются тогда, когда хотят узнать неизвестные ранее свойства объекта.
Существуют различные виды эксперимента – естественнонаучные, сельскохозяйственные, технические, медицинские, социальные. В настоящее время все большее внимание привлекает социологический эксперимент, целью которого является изучение определенных общественных явлений на сравнительно небольших коллективах. В научном исследовании эксперимент и теория идут рука об руку, они теснейшим образом взаимосвязаны. Всякое игнорирование эксперимента неизбежно ведет к ошибкам, этим неизменным спутникам умозрения.
- Белгород - 2012
- Содержание
- Глава 1. Философия и ее роль в жизни человека и общества
- Понятие философии и ее генезис. Философия и мировоззрение
- 2. Предмет философии и ее основные проблемы
- 3. Структура философского знания и ее особенности
- 4. Методы и средства философского познания
- 5. Предназначение и будущее философии, ее функции
- Глава 2. Философия Древнего Востока
- 1. Становление древневосточной философии и ее особенности
- 2. Древнеиндийская философия веданта. (Веданта. Вайшешика. Джайнизм. Буддизм. Локаята. Йога)
- 3. Древнекитайская философия. (Конфуцианство. Даосизм. Моизм. Легизм)
- Глава 3. Античная философия
- 2. Натурфилософия и антропология древних греков
- 3. Классическая древнегреческая философия
- 4. Эллинистическая философия
- 5. Римская философия
- Глава 4. Средневековая философия
- 1. Формирование средневековой философии, ее особенности
- 2. Патристика и схоластика. Номинализм и реализм
- 3. Патристика и схоластика. Номинализм и реализм
- 3. Арабо-исламская философия
- 4. Византийская и еврейская философия
- Глава 5. Философия эпохи Возрождения
- 1. Характерные черты философии эпохи Возрождения и основные этапы ее развития
- Философия итальянского гуманизма и политическая философия Макиавелли
- 3. Ренессансный платонизм
- 4. Натурфилософия и скептицизм эпохи Возрождения
- Глава 6. Философия Нового времени
- 2. Философский эмпиризм Бэкона, Гоббса и Локка
- 3. Философский рационализм Декарта. Учение о субстанции в философии Спинозы и Лейбница
- 4. Субъективный идеализм и агностицизм Дж. Беркли и д. Юма
- Глава 7. Философия французского Просвещения XVIII в.
- Общая характеристика французского Просвещения
- Деистическая философия
- 3. Французская материалистическая философия, ее онтология и гносеология
- 4. Учение французских материалистов о человеке и обществе
- Глава 8. Немецкая классическая философия
- Общая характеристика немецкой классической философии
- 2. Философия Канта
- 3. Субъективный идеализм Фихте и объективный идеализм Шеллинга
- 4. Философия Гегеля
- 5. Антропологический материализм Фейербаха
- Глава 9. Марксистская философия
- 1. Становление марксистской философии, ее генезис и особенности
- 2. Единство диалектики и материализма
- 3. Диалектико-материалистическая теория познания
- 4. Материалистическое понимание истории
- 5. Философия марксизма и современность
- Глава 10. Русская философия
- 1. Становление, особенности и основные этапы развития русской философии
- Философия русского просвещения XVIII в.
- 3. Славянофильство и западничество
- 4. Русская материалистическая и религиозно-философская мысль
- 5. Русский космизм. Философия русского зарубежья
- Глава 11. Современная западная философия
- 1. Неклассическая философия, ее особенности, направления и проблемы
- 2. Позитивизм и его исторические формы. Прагматизм.
- 3. Философский антропологизм
- 4. Религиозная философия. Экзистенциализм
- 5. Философия постмодернизма
- Часть 3. Современная философия
- Глава 12. Бытие
- 1. Категория «бытие» в истории философской мысли
- 2. Бытие и его структурные образования
- 3. Понятие материи в философии
- 4. Движение как способ существования материи
- 5. Пространство и время как формы существования материи
- Глава 13. Природа
- 1. Понятие природы в истории философской и научной мысли
- 2. Философские проблемы взаимоотношения общества и природы
- 3. Роль природы в развитии общества: теории и реальность
- 4. Экологическая проблема и пути ее решения. Проблема коэволюции общества и природы
- Глава 14. Сознание
- 1. Проблема сознания в философии и науке
- 2. Развитие форм отражения как генетическая предпосылка сознания
- Сознание, его сущность, структура и функции
- 4. Самосознание и его формы
- Глава 15. Теория познания
- 1. Теория познания как раздел философии. Принципы диалектико- материалистической теории познания
- 2. Субъект и объект познания. Роль практики в познании
- 3. Основные уровни и формы познания
- 4. Проблема истины в философии
- Глава 16. Методология научного познания
- 1. Понятие науки, ее генезис и специфика научного познания
- 2. Понятие метода и методологии. Соотношение всеобщих, общенаучных и частнонаучных методов и методологий
- 3. Методы эмпирического исследования
- 3. Методы и формы теоретического исследования
- Глава 17. Человек
- Проблема человека в философии и частных науках: история и современность
- 2. Теории возникновения человека, его историчность и креативность
- 3. Природа и сущность человека, соотношение в нем биологического и социального. Становление человека как личности.
- 4. Бытийность и потребительство современного человека, смысл его жизни и предназначение
- Глава 18. Человеческое общество
- 1. Эволюция взглядов на общество в истории философской и социальной мысли
- 2. Понятие человеческого общества
- 3. Структура человеческого общества
- 4. Полифункциональность человеческого общества
- Глава 19. Исторический процесс, его смысл и движущие силы
- Понятие всемирной истории и единство исторического процесса
- 2. Исторический процесс: его смысл и направленность
- Источники и движущие силы исторического процесса
- Глава 20. Духовная жизнь человеческого общества
- 1. Понятие духовности. Духовная жизнь общества
- 2. Общественное сознание, его сущность и структура
- 3. Формы общественного сознания и их роль в истории общества
- Глава 21. Культура и цивилизация
- Культура как объект философского и научного анализа. Понятие культуры
- 2. Генезис культуры, ее структура, функции и закономерности развития
- Понятие цивилизации. Соотношение культуры и цивилизации
- 4. Запад – Россия – Восток: диалог культур
- Глава 22. Проблема ценности в философии
- 1. Понятие ценности. Аксиология как учение о ценностях. Основные теории ценностей
- 2. Ценности, их природа и принципы классификации. Эволюция ценностей в различных культурах
- 3. Ценности личности и общества
- 4. Ценности в современной России и мировом сообществе
- Глава 23. Философия глобальных проблем современности
- 1. Философия и глобальные проблемы современности
- 2. Становление и сущность глобальных проблем современности
- 3. Типология глобальных проблем
- 4. Глобальные проблемы и будущее человечества