logo
Философия древнего Китая / Антонов Ч

1. Характерные черты философии эпохи Возрождения и основные этапы ее развития

Философия эпохи Возрождения (от франц. renaisgance – возрождение, ренессанс) охватывает период с ХIV в. по I-ую пол. XVII в. В это время в Западной Европе происходил переход от средневековья к Новому времени, зарождались капиталистические отношения и складывались национальные государства. Наряду с этим возникает городская светская культура, связанная, во-первых, с возрождением интереса к античной культуре и, во-вторых, с зарождением новой культуры западно-европейских народов.

Каковы же характерные черты философии эпохи Возрождения, делающие ее своеобразным периодом в развитии европейской философии и отличающие от философии средневековья и Нового времени? Во-первых, ренессансная философия перестает быть служанкой теологии, секуляризируется и приобретает светское содержание, мирно сосуществуя с религией. Во-вторых, она отрицает “книжную мудрость” и схоластические словопрения на основе исследования самой природы, что проявляется в ее теснейшей связи с современным ей естествознанием и великими географическими открытиями. В-третьих, ей присущ ярко выраженный антропоцентризм, согласно которому человек есть центр и высшая цель мироздания, утверждающий в процессе творческой деятельности свою индивидуальность и независимость.

Если в христианском мировоззрении на первом месте стоял Бог, а затем лишь человек, то гуманисты выдвигали на первый план человека, а потом говорили о Боге. Человек обожествлялся гуманистами и провозглашался существом «скорее божественным, чем человеческим», а атрибуты божества присваиваются его уму и деяниям. Подчеркивая в человеке деятельное начало, гуманистическая антропология противостоит тем самым как средневековому аскетизму, так и пассивности гедонистического наслаждения

В эволюции философии эпохи Возрождения можно выделить четыре основных этапа:

– гуманистический (XIV – сер. XV вв.) – Данте Алигьери, Ф. Петрарка, Л. Валла;

– неоплатонический (сер.XV – первая пол. XVII вв.) – Н. Кузанский, М.Фичино, П. Мирандола;

– натурфилософский (вторая пол.XVI – нач. XVII вв.) – Б.Телезио, Ф.Патрици, Д. Бруно, Т. Кампанелла;

– скептический (нач. XVII в.) – Эразм Роттердамский, Мишель Монтень.

Деление это носит не столько хронологический, сколько типологический характер, поскольку имеются в виду главенствующие тенденции философской мысли каждого хронологического периода. Так, гуманизм Эразма Роттердамского отличается от гуманизма неоплатоников своим ярко выраженным натуралистическим характером.