logo
Философия древнего Китая / Антонов Ч

4. Русская материалистическая и религиозно-философская мысль

2-ой пол. XIX - начала XX вв.

Русские материалисты до второй половины XIX века находились под влиянием антропологической школы, опиравшейся в сфере познания на науку и, в частности, на естествознание, физику, химию и физиологию. Основные ее принципы были сформулированы Н.Г.Чернышевским и базировались:

1) на утверждении единства и целостности человеческого организма, осуществляемого в результате трактовки бытия в виде многообразия форм материи;

2) в признании в качестве альтернативы понятий христианской этики («долг», «любовь», «самоотвержение») и базисного свойства «природы человека» – разумного эгоизма, устанавливавшего первенство разума над волей и, соответственно, просвещения над нравственным совершенствованием, а также в отождествлении добра с пользой;

3) на провозглашении абсолютной ценности человека и критике государственно-бюрократического деспотизма;

4) на ориентации жизни людей на достижение максимального блага для большинства из них.

Подобные взгляды подвели русских материалистов этого времени к ориентации на социальное преобразование общества следующим образом:

– в результате антисамодержавного революционно-демократического действия крестьянской революции или через крестьянскую общину (Герцен);

– через создание общества производственно-сельскохозяйственных ассоциаций (Чернышевский);

– через «безгосударственный коммунализм» (Бакунин);

– через некапиталистический путь развития (народники).

Распространение марксизма в России привело к тому, что его идеи стали доминирующими среди русских материалистов, а с приходом к власти коммунистов – основополагающим элементом государственной идеологии Советской России, а потом и Союза Советских Социалистических Республик. Подобное обстоятельство не только пагубно отразилось на развитии религиозной философии, других немарксистских направлений материализма, но и на самой марксистской философии непосредственно. Объяснить это можно антагонизмом, демонстрируемым представителями этой школы по отношению к своим творческим оппонентам, многие из которых были подвергнуты политическим репрессиям, высланы за пределы Отечества или физически уничтожены. В результате этого:

1. Было разрушено естественное единое пространство, в котором концентрировались творческие интересы представителей всех направлений в русской философии вокруг:

- определения сущности бытия;

- исследования строения материального и духовного мира;

- осмысления места русского народа в мировой истории и т.д.

2. Вышеуказанное событие повлекло за собой сужение круга творческих интересов русских материалистов. Если они ранее распространялись на теорию познания, на исследование форм существования материи, на определение места практики в научном и историческом творчестве, на осмысление роли человека в историческом процессе, изучение специфики развития экономики на различных этапах развития общества и т.д., то впоследствии ситуация заметно ухудшилась. Начиная с середины двадцатых годов, между советскими философами развернулась жестокая дискуссия, расколовшая их на две группы:

- «механистов» во главе с Л. Аксельродом и А. Тимирязевым,

- «диалектиков» во главе с А. Дебориным.

В основе ее лежали разные подходы к определению статуса марксистской философии и ее отношение к естественным наукам. Если "механисты" отрицали возможность существования отдельной и обособленной области философствования, то "диалектики" настаивали именно на этом, указывая как на таковую – на марксистскую философию.

Дискуссии между представителями этих школ не носили продуктивного характера и достаточно быстро обрели форму политических доносов. В результате многочисленных "чисток" в науке и философии к концу 30-х годов сложилось "единое марксистско-ленинское" направление в советской философии, про существовавшее в идеологической и информационной изоляции многие десятилетия.

И только в последние годы положение дел в отечественной философии стало изменяться в лучшую сторону, что проявилось в возрождении религиозной философии, а также альтернативных марксизму направлений в материализме (например, антропологизма, сциентизма, неомарксизма, космизма и др.). Для них характерно сопереживание философов не только по поводу глобальных проблем, с которыми сталкивается человечество, но и по поводу специфического характера русского пути развития.

Материализм (Н. Чернышевский, Н. Добролюбов, Д. Писарев и др.) и марксизм (Г. Плеханов, А. Богданов, В. Ленин и др.) В России конца XIX – начала XX века существовало две разновидности материализма: антропологический и утилитарный. Первый исповедовал Чернышевский, который считал, что вся природа развивается от низшего к высшему, что человек – часть природы, биологическое существо. С точки зрения Чернышевского, познание истины осуществляется в чувственных и логических формах, которые отличаются друг от друга лишь количественно. Практика у него определялась как деятельность людей по преобразованию природы. Ядром этической доктрины Чернышевского была теория «разумного эгоизма», отдающая предпочтение разуму перед волей, просвещению перед нравственным совершенствованием. В этой теории эгоизм рассматривался как природное свойство, а добро сводилось к такому поведению, которое полезно максимальному числу людей. Социальные взгляды Чернышевского были радикальны, но утопичны: он идеализировал крестьянскую общину, а в крестьянской революции видел панацею от всех социальных бед.

Поборником материалистического принципа был и Д.Писарев, который развил теорию реализма, суть которого состояла в том, что при изучении природы необходимо принимать в соображение только действительно существующие явления, а при анализе общества – реальные потребности человеческого организма.

Неотъемлемой частью реализма является стремление к пользе, благодаря чему достигается рост умственного капитала, который в свою очередь позволяет обеспечить рост благосостояния людей. Достижение определенного умственного минимума является важнейшим условием революции, главная движущая сила которой – интеллигенция.

Писарев возвел в культ естественные науки, нигилистически относясь к гуманитарным наукам и религии из-за их бесполезности, с его точки зрения, для человека.

Марксизм (Г.В. Плеханов, В.И. Ленин). Российский марксизм представляет собой многоплановое явление, вобравшее и отразившее всю сложность процесса развития России на рубеже двух веков. Одной из особенностей марксизма в России была его практическая направленность, связанная с задачей изменения общественно-политического строя. Первым российским марксистом, который взялся за теоретическое обоснование этой задачи, был Г.В. Плеханов. Он был народовольцем, но в 1883 г. порвал с идеологией и практикой народничества и создал марксистскую группу «Освобождение труда».

Г.Плеханов становится первым пропагандистом и теоретиком марксизма в России. В своих работах он много внимания уделяет вопросам материалистического понимания истории, проблемам исторической необходимости, свободы, диалектике взаимоотношений общественного бытия и общественного сознания, теории классовой борьбы и др. Высоко оценивая диалектику Гегеля, Плеханов неоднократно указывает на ее противоположность материалистической диалектике, которую он считает аналогом объективного мира, отражением его законов в сознании человека.

В теории познания Плеханов отстаивает принцип познаваемости мира и существование объективной истины, которую он представляет как процесс, резко критикует русских махистов, но полагает, что наши ощущения есть лишь «условные знаки», «иероглифы», которые доводят до нашего сведения то, что почти происходит в действительности.

В понимании истории Плеханов разделяет взгляды К.Маркса, считая всеобщей причиной общественного движения развитие производительных сил, изменение которых обусловливает изменения в общественных отношениях людей. Творец истории для Плеханова – народные массы. Однако, с его точки зрения, социалистическая революция может начаться лишь в высокоразвитых капиталистических странах, поэтому он отрицательно относился к Октябрьской революции, полагая, что она нарушает законы истории.

Дальнейшее развитие марксизм в России получает в трудах основателя политического течения, названного большевизмом. В. Ленин был руководителем Октябрьской социалистической революции 1917 г., первым председателем Совета Народных Комиссаров РСФСР, а затем – СССР.

Теоретическая разработка В. Лениным проблем социального развития была неразрывно связана с практикой революционной деятельности. В его работах по социальным проблемам анализируются вопросы, связанные с пониманием роли народных масс и личности в истории, классов и классовой борьбы, сущности и роли государства. Он занимается разработкой истории государства, исследует сущность революции, демократии и диктатуры пролетариата. Ленин обращается к решению философских проблем, исследуя причины философско-методоло­гического кризиса в естествознании, возникшего на рубеже XIX-XX вв., с позиций диалектического материализма дает убедительную критику русских махистов, выдвигает положение о неисчерпаемости материи, исследует ряд проблем теории познания (проблема истины, диалектика относительной и абсолютной истины, ее критерий и др.).

Религиозная философия

Представители религиозно-идеалистического направления (В.С. Соловьев, Н.Ф. Федоров, С.Н. Булгаков, Н.А. Бердяев, П.А. Флоренский и др.) объектами своих философских исследований сделали идеи:

– о божественном начале в природе и в человеке;

– о связи будущею человечества с достижением гармонии между природой и человеком усилиями последнего;

– о преобладании в человеческом сознании и поведении нравственных, эстетических начал и христианских идей как источнике эволюционного развития человечества;

– о человеческой свободе и ее соотношении с социальной жизнью;

– «Русскую идею» и т.д.

Ведущими идеями русской религиозной философии этого периода были соборность, всеединство и абсолютная ценность человека.

Под соборностью понималось единство людей на основе любви к богу и друг другу. Соборность проявляется в коммунитарности, общности людей и не знает над собой никакого внешнего авторитета.

Всеединство понималось в трех аспектах:

• Гносеологическом – как единство трех видов знания: эмпирического (науки), рационального (философии) и мистического (религиозного созерцания), которое достигается не в результате познавательной деятельности, а интуицией, верой;

• Социально-практическом – единство государства, общества, церкви на основе слияния католицизма, протестантизма и православия;

• Аксиологическом – единство трех абсолютных ценностей: добра, истины и красоты, при условии примата добра.

Абсолютная ценность человека определяется тем, что он стоит выше мертвой, слепой природы (Ф.Достоевский, Л.Толстой, Н.Бердяев и др.).

Духовный мир человека двойственен. Ему изначально присуще зло. Он своеволен. В его поступках много того, что не поддается логическому и психологическому объяснению. Пагубно преувеличивать роль рассудка. Жизнь не одно только извлечение из корня (Достоевский). Все пороки человека – следствие утраты веры, которая является необходимым условием нравственности.ьНачинать совершенствование общества необходимо с совершенствования человека. Для этого важно укреплять «царство Божие» внутри нас, умножать добро и действовать в согласии с принципом непротивления злу насилием (Толстой). Свобода человека есть мощь духа творить не из природного, а из себя. Необходимость – дурная, слабая свобода (Бердяев).