4. Византийская и еврейская философия
Византийская философия является составной частью средневековой христианской философии. Ее представители, считавшие философию служанкой богословия, обосновывали догматы религии, доказывавшие бытие бога и бессмертие души. Их волновали также вопросы о соотношении в троице трех ее ипостасей, о сочетании в Христе его божественной и человеческой природы, о том,, не будет ли поклонение иконам идолопоклонством и другие.
Первым византийским философом считается Иоанн Филопон (конец V- начало VI вв.), который сначала был неоплатоников, а затем принял христианство. В книге «Против Прокла по вопросу вечности мира» он отстаивает христианскую догму о творении мира богом из ничего. При этом утверждается, что ветхозаветная «Книга бытия» якобы является ключом к пониманию платоновской космологии и космогонии.
Подлинным истоком византийской философии считаются анонимные «Ареопагетики», где явно чувствуется влияние неоплатонизма. В частности, основным путем восхождения человека к божеству объявляется путь экстаза. Бог рассматривается здесь как неопределенный и неописуемый, о нем можно судить только отрицательно, указывая на его непохожесть на все земное, из него проистекающее. Проистекают же (эманируют) из бога небесный мир и телесный миры. Небесный мир ангелов состоит из трех убывающих по своей светоносности чинов. Эта небесная иерархия повторяется в иерархии церкви.
Идеологом иконопочитания был Иоанн Дамаскин (ок. 675-753 гг.). Его трактат «Источник знания» является компендиумом философских и богословских сведений, предвосхищая католические теологические «суммы». В первой части этой работы – «Диалектика» – излагаются метафизика и логика Аристотеля, во второй – «Книга о ересях» – даются сведения о ересях, в третьей – «Точное изложение православной веры» – освещаются основные догматы церкви. Излагая учение Аристотеля, Дамаскин дает основную формулу христианской теологии в ее отношении к философии: философия служанка теологии (богословия). По его мнению, в божественном откровении дана абсолютная истина, поэтому задача философии состоит в его постижении и разъяснении.
В XI в. философско-теологические проблемы активно разрабатывали Михаил Пселл и его ученик Иоанн Итал. Будучи почитателем античной философии, Пселл считал, что из нее надо отобрать те положения, которые согласуются с христианскими догмами. К ним относится ряд положений из философии Платона и неоптатоников. Приспосабливая античную философию к христианской теологии, Пселл разделял философию на «низшую» и «высшую». «Высшей» философией является теология, предметом которой объявляется вечность, то есть потусторонний мир, постигаемый духом и озаренный свыше. Предметом «низшей» философии является изменчивая и непостоянная природа, между этими двумя философиями он помещал математику – «науку о бестелесном». В соответствии с двумя природами – небесной и земной – Пселл различал конечную и ближайшую причины. Если в качестве высшей причины выступал бог, то ближайшей причиной являлась природа, постигаемая чувствами и разумом.
Иоанн Итал, находившийся под влиянием Платона и Аристотеля, учил о вечности и несотворимости материи, о предвечном бытии. Вместе с тем он отрицал вечность вселенной, считая, что мир создан из материи соответственно идеям, существовавшим до его сотворения. Взгляды Итала были осуждены, а сам он подвергся анафеме и заключен до конца жизни в монастырь. В этом проявилось непримиримое отношение церкви к попыткам внести сильную философскую струю в византийскую культуру.
Вместе с упадком Византии происходила деградация византийской философии, последним представителем которой был Плифон, способствовавший созданию Платоновской академии во Флоренции.
Еврейская философия средневековья развивалась в исламском мире и зависела от арабской культуры. В качестве своего источника она имела неоплатонизм, аристотелизм и мистические элементы иудейского учения, которые содержались в кабале. Видным иудейским неоплатоником был Соломон Ибн Гебироль (ок. 1025 - ок. 1058 гг.), главной работой которого являлся «Источник жизни». В качестве исходных он берет общие неоплатонические представления об иерархии уровней сущего, проистекающих из Единого. Учение об эманации приводит его к пантеистическим выводам, объединяющим бога, «божественную волю» со всей природой и человеческим миром. «Сущность универсального сущего», по его мнению, составлена из универсальной материи и универсальной формы, которые не должны считаться бесконечными. Вещи начинают существовать благодаря соединению материи и формы божественной волей. Универсальная материя выступает в виде телесной и духовной материи. Только бог свободен от материи, находясь «по ту стороны» материи и формы.
Гебиоль пытался соединить принцип творения богом мира из ничего с пантеистической по своей сущности идеей эманации. Бог создает бытие из ничего посредством своей воли. Результатом акта творения является космический разум, включающий универсальную материю и форму. Весь дальнейший мир образуется эманационным путем: мировая душа, отдельные души, природа. Таким образом, идеи творения и эманации ограничивают друг друга.
Другим видным еврейским философом средневековья был Мозес Маймонид (1135-1204). В работе «Путеводитель заблудших» он пытался соединить иудаизм с философией Аристотеля. Для доказательства их совместимости он истолковывал в аллегорическом смысле все те библейские возражения, которые противоречат научно установленным положениям, пытаясь таким путем примирить религию с философией. Маймонид стремился рационализировать иудейскую теологию на основе учения Аристотеля. Такой путь, по его мнению, дает единственно правильное руководство для заблудших и колеблющихся. Надо верить тому, что не противоречит разуму, хотя это совсем не значит, что все может быть доказано. Текст «Писания» нельзя толковать буквально, а следует «одухотворять» объяснения и позитивные знания.
Философ, по его мнению, ведет человека к совершенству – интеллектуальному, нравственному и телесному. Конечная цель человека состоит в культуре и знании. Добро надо искать ради него самого, а не из страха наказания или в надежде на вознаграждение. В духе элеатов и неоплатоников он утверждал, что истина не множественна, а едина, сама себя создает, движет и сохраняет.
- Белгород - 2012
- Содержание
- Глава 1. Философия и ее роль в жизни человека и общества
- Понятие философии и ее генезис. Философия и мировоззрение
- 2. Предмет философии и ее основные проблемы
- 3. Структура философского знания и ее особенности
- 4. Методы и средства философского познания
- 5. Предназначение и будущее философии, ее функции
- Глава 2. Философия Древнего Востока
- 1. Становление древневосточной философии и ее особенности
- 2. Древнеиндийская философия веданта. (Веданта. Вайшешика. Джайнизм. Буддизм. Локаята. Йога)
- 3. Древнекитайская философия. (Конфуцианство. Даосизм. Моизм. Легизм)
- Глава 3. Античная философия
- 2. Натурфилософия и антропология древних греков
- 3. Классическая древнегреческая философия
- 4. Эллинистическая философия
- 5. Римская философия
- Глава 4. Средневековая философия
- 1. Формирование средневековой философии, ее особенности
- 2. Патристика и схоластика. Номинализм и реализм
- 3. Патристика и схоластика. Номинализм и реализм
- 3. Арабо-исламская философия
- 4. Византийская и еврейская философия
- Глава 5. Философия эпохи Возрождения
- 1. Характерные черты философии эпохи Возрождения и основные этапы ее развития
- Философия итальянского гуманизма и политическая философия Макиавелли
- 3. Ренессансный платонизм
- 4. Натурфилософия и скептицизм эпохи Возрождения
- Глава 6. Философия Нового времени
- 2. Философский эмпиризм Бэкона, Гоббса и Локка
- 3. Философский рационализм Декарта. Учение о субстанции в философии Спинозы и Лейбница
- 4. Субъективный идеализм и агностицизм Дж. Беркли и д. Юма
- Глава 7. Философия французского Просвещения XVIII в.
- Общая характеристика французского Просвещения
- Деистическая философия
- 3. Французская материалистическая философия, ее онтология и гносеология
- 4. Учение французских материалистов о человеке и обществе
- Глава 8. Немецкая классическая философия
- Общая характеристика немецкой классической философии
- 2. Философия Канта
- 3. Субъективный идеализм Фихте и объективный идеализм Шеллинга
- 4. Философия Гегеля
- 5. Антропологический материализм Фейербаха
- Глава 9. Марксистская философия
- 1. Становление марксистской философии, ее генезис и особенности
- 2. Единство диалектики и материализма
- 3. Диалектико-материалистическая теория познания
- 4. Материалистическое понимание истории
- 5. Философия марксизма и современность
- Глава 10. Русская философия
- 1. Становление, особенности и основные этапы развития русской философии
- Философия русского просвещения XVIII в.
- 3. Славянофильство и западничество
- 4. Русская материалистическая и религиозно-философская мысль
- 5. Русский космизм. Философия русского зарубежья
- Глава 11. Современная западная философия
- 1. Неклассическая философия, ее особенности, направления и проблемы
- 2. Позитивизм и его исторические формы. Прагматизм.
- 3. Философский антропологизм
- 4. Религиозная философия. Экзистенциализм
- 5. Философия постмодернизма
- Часть 3. Современная философия
- Глава 12. Бытие
- 1. Категория «бытие» в истории философской мысли
- 2. Бытие и его структурные образования
- 3. Понятие материи в философии
- 4. Движение как способ существования материи
- 5. Пространство и время как формы существования материи
- Глава 13. Природа
- 1. Понятие природы в истории философской и научной мысли
- 2. Философские проблемы взаимоотношения общества и природы
- 3. Роль природы в развитии общества: теории и реальность
- 4. Экологическая проблема и пути ее решения. Проблема коэволюции общества и природы
- Глава 14. Сознание
- 1. Проблема сознания в философии и науке
- 2. Развитие форм отражения как генетическая предпосылка сознания
- Сознание, его сущность, структура и функции
- 4. Самосознание и его формы
- Глава 15. Теория познания
- 1. Теория познания как раздел философии. Принципы диалектико- материалистической теории познания
- 2. Субъект и объект познания. Роль практики в познании
- 3. Основные уровни и формы познания
- 4. Проблема истины в философии
- Глава 16. Методология научного познания
- 1. Понятие науки, ее генезис и специфика научного познания
- 2. Понятие метода и методологии. Соотношение всеобщих, общенаучных и частнонаучных методов и методологий
- 3. Методы эмпирического исследования
- 3. Методы и формы теоретического исследования
- Глава 17. Человек
- Проблема человека в философии и частных науках: история и современность
- 2. Теории возникновения человека, его историчность и креативность
- 3. Природа и сущность человека, соотношение в нем биологического и социального. Становление человека как личности.
- 4. Бытийность и потребительство современного человека, смысл его жизни и предназначение
- Глава 18. Человеческое общество
- 1. Эволюция взглядов на общество в истории философской и социальной мысли
- 2. Понятие человеческого общества
- 3. Структура человеческого общества
- 4. Полифункциональность человеческого общества
- Глава 19. Исторический процесс, его смысл и движущие силы
- Понятие всемирной истории и единство исторического процесса
- 2. Исторический процесс: его смысл и направленность
- Источники и движущие силы исторического процесса
- Глава 20. Духовная жизнь человеческого общества
- 1. Понятие духовности. Духовная жизнь общества
- 2. Общественное сознание, его сущность и структура
- 3. Формы общественного сознания и их роль в истории общества
- Глава 21. Культура и цивилизация
- Культура как объект философского и научного анализа. Понятие культуры
- 2. Генезис культуры, ее структура, функции и закономерности развития
- Понятие цивилизации. Соотношение культуры и цивилизации
- 4. Запад – Россия – Восток: диалог культур
- Глава 22. Проблема ценности в философии
- 1. Понятие ценности. Аксиология как учение о ценностях. Основные теории ценностей
- 2. Ценности, их природа и принципы классификации. Эволюция ценностей в различных культурах
- 3. Ценности личности и общества
- 4. Ценности в современной России и мировом сообществе
- Глава 23. Философия глобальных проблем современности
- 1. Философия и глобальные проблемы современности
- 2. Становление и сущность глобальных проблем современности
- 3. Типология глобальных проблем
- 4. Глобальные проблемы и будущее человечества