5. Философия постмодернизма
Неудовлетворенность мыслителей начала XX века рациональными формами философии вызвала к жизни антисциентистские философские концепции. Классическим их выражением является экзистенциализм (от лат. existential – существование). Выделяют следующие разновидности экзистенциализма: религиозный (Н.А. Бердяев, Л. Шестов, К. Ясперс, Г. Марсель, М. Бубер) и атеистический (М. Хайдеггер, А. Камю, Ж.П. Сартр).
Эта своеобразная философия не умещается в рамки традиционных представлений. Ее специфика обусловлена особым интересом к так называемым индивидуальным смысложизненным вопросам. Среди них первое место занимают проблемы человеческого существования, судьбы личности в современном мире. Именно человек, его существование выступают предметом экзистенциальной философии, а вопросы самостоятельного существования природы мало интересуют ее представителей.
Само существование понимается как непосредственное единство субъекта и объекта, направленность субъекта вовне. Экзистенциализм – это не просто переживание, а переживание бытия в мире. Экзистенциализм обращается к таким интимным сторонам человеческого бытия, которые отчасти не выразимы на языке науки. Поскольку человек рассматривается как тайна, постольку философия должна заниматься, по мнению экзистенциалистов, не проблемами, а тайнами. Экзистенциалисты анализируют пограничные ситуации между жизнью и смертью, здоровьем и болезнью, свободой и несвободой.
Главные познавательные усилия экзистенциализма направлены на изучение неповторимой жизненной ситуации отдельного человека, на постижение ценности и уникальности его внутреннего мира. Лейтмотивом этой философии является протест против порабощения человека внешними социальными силами.
Одним из основателей экзистенциализма был К. Ясперс (1883-1969), главными трудами которого являются «Психология мировоззрений», «Философия экзистенциализма», «Духовная ситуация времени». Его философия строится не на обобщении эмпирически установленных фактов и правил, а представляет собой своеобразный проект возможностей души, которая как зеркало показывает человеку чем он может быть, чего он может достичь и куда он может попасть. По его мнению, побудительные первоистоки всякого философствования находятся в самом человеке. К ним он относит удивление, сомнение, сознание потерянности и коммуникацию. Подлинная сущность человека обнаруживается, по его мнению, в экзистенции, раскрывающейся в пограничной ситуации.
Ясперс считал, что внутренний мир человека непостижим с помощью научных средств познания, а открывается только философии. Философию он ставил выше науки, поскольку она является осмыслением экзистенции. Поэтому философствование обязательно для человека, если он хочет быть человеком. Философия обучает коммуникации и дает возможность разобраться в пограничных ситуациях
Главная цель философии состоит, по Ясперсу, в том, чтобы помочь человеку понять, осознать свое место в мире, понять важность любви, достичь свободы и быть самим собой. В отличии от религии философская вера основана на размышлении, а не на откровении. Предметом философии выступает не знание о бытии, а сам факт мышления о нем. Она «является преодолением мира, аналогом спасения». Это интеллектуальное спасение внутри размышлений.
Крупнейшим представителем экзистенциализма был М. Хайдеггер (1889-1976), в работах которого – «Время и бытие», «Письма о гуманизме», «Наука и осмысление» – с позиций экзистенциальной метафизики многосторонне рассмотрена проблема бытия. Он считал, что современная ему философия утратила понимание сущности и смысла бытия. Между тем вопрос о бытии – главный вопрос философии, решить который можно путем понимания смысла.
В чем состоит сущность человека? Она, по Хайдеггеру, заключается в особом способе жизни – существовании в страхе. Чувствуя страх, человек становится одиноким, его перестает интересовать мир, он обращается к себе5 и тем самым начинает понимать себя. Страх – это основное переживание и способ бытия, позволяющий понять человека. Страх – это не боязнью В боязни что-то угрожает человеку, а страх относится к неопределенной опасности. Наряду с феноменом страха имеется и такой феномен, как жизнедеятельность, несущая счастье миру и человеку.
Человеческое существование протекает в сознании начала и конца (рождение и смерть), т.е. протекает во времени. Человеческое бытие, по Хайдеггеру, характеризует временность, историчность, забота о себе. Следует познавать не столько необходимость природы и общества, сколько существование изолированного, уединенного человека, его сущность. Человек понимает конечность своего бытия, живет в страхе. Он бежит от самого себя в общество. Однако человек не может найти смысл своего существования в сфере политики, экономики и техники. Смысл жизни – только в сфере свободы, в сфере риска и собственной ответственности за свои поступки, в этом и состоит сущность человеческого бытия.
Философия, по мнению Хайдеггера касается бытия в целом, а наука является ограниченным знанием бытия. Философия говорит о смысле, который делает вещь именно такой, какая она есть. Философия не стремится овладеть бытием, а направлена на постижение его смыслов. Полная картина мира может быть представлена лишь в философии.
Философия постмодерна.
Во 2-ой пол. XX в. в западноевропейской культуре возникло мощное философское движение, получившее название постмодернизм. Его представители Ж.Ф. Лиотар, М. Фуко, Ж. Деррида, Ж. Бодрияр и др. под постмодерном понимали прежде всего определенную фазу в развитии западной культуры, приходящую на смену модерну. Это была реакция на «монотонность» универсалистского видения мира в модернизме, позитивистский, техникоцентристский и рационалистический универсализм. Последний был связан с верой в линейный прогресс, абсолютную истину, рациональное планирование идеальных социальных порядков, со стандартизацией знания и производства.
В противоположность ему постмодернизм отдает предпочтение гетерогенности и различию как освободительным силам в переопределении культуры. Основными чертами постмодернистской мысли являются: фрагментация, децентрация, деконструкци, неопределенность, ризомность мышления, неприятие всех универсальных или тотализирующих дискурсов и т.д. К важным направлениям постмодернистского философского направления относятся:
1) Отход его представителей от узкопрофессиональной трактовки предмета философии, который традиционно связывался с онтологией, гносеологией, аксиологией и т.д. Здесь во главу угла ставится такое решение этой проблемы, которое может быть осуществлено в рамках интердисциплинарного подхода. При этом объектом философии может выступать все, что может быть проинтерпретировано с целью поиска новых смыслов. Здесь происходит отказ от традиционных способов и приемов философского исследования, а предпочтение отдается общим гуманитарным методикам, почерпнутым из истории, филологии, философии и т.д.
2) Основой методологии исследования текста признается принцип деконструкции. Его смысл заключается в выявлении внутренней противоречивости текста и обнаружении в нем скрытых смыслов.
3) Для постмодернистского анализа характерной является критика рационалистических схем объяснения, что в наибольшей степени проявляется в постструктурализме. Вместо выдумывания каких-то схем предлагается свободный полет мысли и интерпретация.
4) В разках постмодернистского исследования происходит резкое изменение трактовки соотношения между обыденным сознанием и рефлексирующим (философским или литературным) мышлением. Обыденное сознание становится не только равноправным объектом и источником философских исследований и интерпретаций, но даже начинает занимать более важное место.
- Белгород - 2012
- Содержание
- Глава 1. Философия и ее роль в жизни человека и общества
- Понятие философии и ее генезис. Философия и мировоззрение
- 2. Предмет философии и ее основные проблемы
- 3. Структура философского знания и ее особенности
- 4. Методы и средства философского познания
- 5. Предназначение и будущее философии, ее функции
- Глава 2. Философия Древнего Востока
- 1. Становление древневосточной философии и ее особенности
- 2. Древнеиндийская философия веданта. (Веданта. Вайшешика. Джайнизм. Буддизм. Локаята. Йога)
- 3. Древнекитайская философия. (Конфуцианство. Даосизм. Моизм. Легизм)
- Глава 3. Античная философия
- 2. Натурфилософия и антропология древних греков
- 3. Классическая древнегреческая философия
- 4. Эллинистическая философия
- 5. Римская философия
- Глава 4. Средневековая философия
- 1. Формирование средневековой философии, ее особенности
- 2. Патристика и схоластика. Номинализм и реализм
- 3. Патристика и схоластика. Номинализм и реализм
- 3. Арабо-исламская философия
- 4. Византийская и еврейская философия
- Глава 5. Философия эпохи Возрождения
- 1. Характерные черты философии эпохи Возрождения и основные этапы ее развития
- Философия итальянского гуманизма и политическая философия Макиавелли
- 3. Ренессансный платонизм
- 4. Натурфилософия и скептицизм эпохи Возрождения
- Глава 6. Философия Нового времени
- 2. Философский эмпиризм Бэкона, Гоббса и Локка
- 3. Философский рационализм Декарта. Учение о субстанции в философии Спинозы и Лейбница
- 4. Субъективный идеализм и агностицизм Дж. Беркли и д. Юма
- Глава 7. Философия французского Просвещения XVIII в.
- Общая характеристика французского Просвещения
- Деистическая философия
- 3. Французская материалистическая философия, ее онтология и гносеология
- 4. Учение французских материалистов о человеке и обществе
- Глава 8. Немецкая классическая философия
- Общая характеристика немецкой классической философии
- 2. Философия Канта
- 3. Субъективный идеализм Фихте и объективный идеализм Шеллинга
- 4. Философия Гегеля
- 5. Антропологический материализм Фейербаха
- Глава 9. Марксистская философия
- 1. Становление марксистской философии, ее генезис и особенности
- 2. Единство диалектики и материализма
- 3. Диалектико-материалистическая теория познания
- 4. Материалистическое понимание истории
- 5. Философия марксизма и современность
- Глава 10. Русская философия
- 1. Становление, особенности и основные этапы развития русской философии
- Философия русского просвещения XVIII в.
- 3. Славянофильство и западничество
- 4. Русская материалистическая и религиозно-философская мысль
- 5. Русский космизм. Философия русского зарубежья
- Глава 11. Современная западная философия
- 1. Неклассическая философия, ее особенности, направления и проблемы
- 2. Позитивизм и его исторические формы. Прагматизм.
- 3. Философский антропологизм
- 4. Религиозная философия. Экзистенциализм
- 5. Философия постмодернизма
- Часть 3. Современная философия
- Глава 12. Бытие
- 1. Категория «бытие» в истории философской мысли
- 2. Бытие и его структурные образования
- 3. Понятие материи в философии
- 4. Движение как способ существования материи
- 5. Пространство и время как формы существования материи
- Глава 13. Природа
- 1. Понятие природы в истории философской и научной мысли
- 2. Философские проблемы взаимоотношения общества и природы
- 3. Роль природы в развитии общества: теории и реальность
- 4. Экологическая проблема и пути ее решения. Проблема коэволюции общества и природы
- Глава 14. Сознание
- 1. Проблема сознания в философии и науке
- 2. Развитие форм отражения как генетическая предпосылка сознания
- Сознание, его сущность, структура и функции
- 4. Самосознание и его формы
- Глава 15. Теория познания
- 1. Теория познания как раздел философии. Принципы диалектико- материалистической теории познания
- 2. Субъект и объект познания. Роль практики в познании
- 3. Основные уровни и формы познания
- 4. Проблема истины в философии
- Глава 16. Методология научного познания
- 1. Понятие науки, ее генезис и специфика научного познания
- 2. Понятие метода и методологии. Соотношение всеобщих, общенаучных и частнонаучных методов и методологий
- 3. Методы эмпирического исследования
- 3. Методы и формы теоретического исследования
- Глава 17. Человек
- Проблема человека в философии и частных науках: история и современность
- 2. Теории возникновения человека, его историчность и креативность
- 3. Природа и сущность человека, соотношение в нем биологического и социального. Становление человека как личности.
- 4. Бытийность и потребительство современного человека, смысл его жизни и предназначение
- Глава 18. Человеческое общество
- 1. Эволюция взглядов на общество в истории философской и социальной мысли
- 2. Понятие человеческого общества
- 3. Структура человеческого общества
- 4. Полифункциональность человеческого общества
- Глава 19. Исторический процесс, его смысл и движущие силы
- Понятие всемирной истории и единство исторического процесса
- 2. Исторический процесс: его смысл и направленность
- Источники и движущие силы исторического процесса
- Глава 20. Духовная жизнь человеческого общества
- 1. Понятие духовности. Духовная жизнь общества
- 2. Общественное сознание, его сущность и структура
- 3. Формы общественного сознания и их роль в истории общества
- Глава 21. Культура и цивилизация
- Культура как объект философского и научного анализа. Понятие культуры
- 2. Генезис культуры, ее структура, функции и закономерности развития
- Понятие цивилизации. Соотношение культуры и цивилизации
- 4. Запад – Россия – Восток: диалог культур
- Глава 22. Проблема ценности в философии
- 1. Понятие ценности. Аксиология как учение о ценностях. Основные теории ценностей
- 2. Ценности, их природа и принципы классификации. Эволюция ценностей в различных культурах
- 3. Ценности личности и общества
- 4. Ценности в современной России и мировом сообществе
- Глава 23. Философия глобальных проблем современности
- 1. Философия и глобальные проблемы современности
- 2. Становление и сущность глобальных проблем современности
- 3. Типология глобальных проблем
- 4. Глобальные проблемы и будущее человечества