Сознание, его сущность, структура и функции
Сознание представляет собой высшую, свойственную только человеку функцию головного мозга, заключающуюся в целенаправленном отражении свойств и отношений внешнего предметного мира. Оно является субъективным образом объективного мира. Сознание выступает в двух основных формах: индивидуальной и коллективной, общественной. Важнейшим свойством индивидуального и общественного сознания является идеальность. Идеальное может быть как индивидуальным, так и общественным. Оно обладает следующими признаками: противоположность материальному, принадлежность к субъективной реальности. Сейчас мы рассмотрим индивидуальное сознание, а общественное – несколько позже в разделе социальная философия.
Сущностью сознания является целенаправленное отражение внешнего мира, предварительное мысленное построение действительности и предвидение результатов деятельности людей. Философский подход дает интегральное представление о сознании. В общих чертах сознание – это способность идеального воспроизведения реального мира. К основным признакам сознания относятся: отражение, отношение, целеполагание, управление.
Вопрос об источниках сознания в течение длительного времени является предметом пристального внимания философов и представителей специальных наук. Выделяют, во-первых, внешний предметный и духовный мир, который отражается в сознании в виде конкретно-чувственных и понятий образов и понятий. Во-вторых, в качестве источника сознания рассматривают социокультурную среду, общие понятия, этические, эстетические ценности, социальные идеалы, правовые нормы и т.д. В-третьих, источником сознания выступает весь духовный мир индивида, его собственный уникальный опыт жизни и переживаний. И, наконец, в-четвертых, источником сознания выступает мозг как макроструктурная природная система. Не только условно-рефлекторная деятельность мозга, но и его биохимическая организация воздействуют на сознание и его состояние.
Во взглядах на сознание наряду с плюрализмом имеются интегративные тенденции, в рамках которых создаются интегральные модели сознания. Философия сознания в целом или отдельных сознательных действий человека обеспечивается интегративным взаимодействием его структур. Прояснение их специфики является неотъемлемой задачей философского анализа.
В философской классике модели сознания строились на основе когнитивных принципов сенсуализма (эмпиризма) и рационализма. При этом доминирующее положение в структуре сознания отводилось чувственным и мыслительным процессам, а эмоциям, воле и памяти оставалась вспомогательная роль. Слитность чувственного и рационального, ценностного и познавательного в опыте переживаний порождает серьезные затруднения их анализа. Сегодня остро стоит вопрос о роли эмоционально-ценностных структур в сознательной деятельности человека.
Эмоциональные структуры обеспечивают ценностно-оценочное отношение человека к миру, к другому и к самому себе. Ценности и оценки интериоризируются, переносятся из внешнего плана деятельности человека во внутренний и превращаются в материал его переживаний и эмоциональных состояний. Поэтому, разъясняя природу эмоций, необходимо различать эмоциональные оттенки аффектов, страстей, оценок и ценностей.
Воля относится к числу понятий, которые являются весьма продуктивными для понимания природы человека и его сознания. В свое время Ницше подчеркивал культурно-исторические и нравственные ценности воли, что проявилось в ее трактовке как жизнеутверждающей силы и указания на акты безволия как отрицания жизни. Познавательный смысл свободы воли раскрывается в актах выбора и принятия решений. В выборе как волевом акте проявляются разрешающие качества волевых структур сознания. Все это свидетельствует о том, что человеческое сознание постоянно находится под воздействием волевой регуляции.
Важным фактором сознания является память, которая позволяет человеку запечатлевать, хранить, воспроизводить и передавать опыт своей жизнедеятельности. Именно воспроизведение прошлого опыта в настоящем времени и прогнозирование будущего отличает роль памяти в общем составе сознательной деятельности человека. Хронотопическое строение памяти конкретизируется в трех основных видах мнемонических структур сознания. К первому виду структур памяти относят ретроспективыне структуры, направленные на прошлый опыт. Второй вид структуры памяти – репрезентативные структуры, обеспечивающие воспроизведение или представление в сознании жизни в значениях настоящего времени и пространства. К третьему виду относятся структуры памяти, которые позволяют осуществлять прогнозирование будущего. Каждая из них выполняет определенную функцию, способствуя ориентации человека в современном мире.
Сознание в ставшем, системно-структурном плане выступает как внутренний мир, который непосредственно дан субъекту. Это не что иное как мир субъективной реальности. По содержанию понятие «сознание» является более узким по сравнению с понятием «психика человека». Психика состоит из сознания и бессознательного. В сознании можно выделить три основные сферы: 1) когнитивную (познавательную), 2) эмоциональную и 3) мотивационно-волевую. Сознание – это прежде всего знание.
Когнитивную сферу составляют познавательные способности, процесс познания (этапы, уровни) и результаты познавательной деятельности человека. Эмоциональную сферу составляют: 1) собственно чувства (радость, горе, любовь, ненависть), 2) аффекты (ярость, ужас, отчаяние), 3) страсти и эмоциональное самочувствие или настроение. Мотивационно-волевая сфера представлена мотивами, интересами, потребностями. Взаимосвязь этих сфер сознания дает цельность, интегрирующим ядром которой выступает мышление. Сознание в собственном смысле слова не исчерпывает всего богатства внутренней психической жизни человека.
Наряду с сознанием во внутреннем мире человека существует еще уровень бессознательного. Бессознательное – это совокупность психических явлений, состояний и действий, лежащих вне сферы человеческого разума, безотчетных и не поддающихся контролю со стороны сознания. Бессознательными являются: сновидения, гипнотические состояния, состояния невменяемости и т.д.
Сознание обладает специфическими функция, благодаря которым оно выступает инструментом познания, общения, действия. Можно выделить четыре основных функции сознания: 1) познавательную, 2) оценочно-ориентационную, 3) целеполагающую и 4) управленческую. Познавательная функция сознания является самой общей и всеохватывающей, она обеспечивает получение знаний о природе, обществе и человеке. Как отношение между субъектом и объектом сознание присуще только человеку. В отличие от животного, которое тождественно со своей жизнедеятельностью, человек делает свою жизнедеятельность предметом своей воли и сознания. Познавательная функция сознания связана с получением и обработкой информации, источником которой, в конечном счете, является чувственный опыт. Основную работу здесь осуществляют механизмы восприятия, памяти и мышления.
Важной функцией сознания является оценка явлений действительности, включая самого человека. Как и творчество, оценка базируется на отражении. Особую роль в осуществлении оценочно-оринтировочной функции играют эмоции, которые в отличие от знаний не дают информации об объектах, а характеризуют отношение человека к ним. Если какие-либо явления, события отвечают его жизненным ценностям, то это вызывает положительные эмоции, если же не отвечают, то возникают отрицательные эмоции. Таким образом, в эмоциях выражается оценка значимости объектов для личности. Основой целеполагающей функции сознания являются мотивации, которые выступают как совокупность побуждений, стремлений, определяющих целенаправленность действий человека. Следующей функцией сознания является управленческая, которая реализуется с помощью воли. Волевое управление поведением предполагает, с одной стороны, свободу, а с другой – ответственность человека за свои поступки. Волевое управление поведением опирается на знание, стимулируется эмоциями и направляется мотивацией. В зависимости от того, какая из функций является ведущей, можно различать разные типы сознания и в соответствии с этим разные типы личности – мыслители, лирики, политические деятели.
- Белгород - 2012
- Содержание
- Глава 1. Философия и ее роль в жизни человека и общества
- Понятие философии и ее генезис. Философия и мировоззрение
- 2. Предмет философии и ее основные проблемы
- 3. Структура философского знания и ее особенности
- 4. Методы и средства философского познания
- 5. Предназначение и будущее философии, ее функции
- Глава 2. Философия Древнего Востока
- 1. Становление древневосточной философии и ее особенности
- 2. Древнеиндийская философия веданта. (Веданта. Вайшешика. Джайнизм. Буддизм. Локаята. Йога)
- 3. Древнекитайская философия. (Конфуцианство. Даосизм. Моизм. Легизм)
- Глава 3. Античная философия
- 2. Натурфилософия и антропология древних греков
- 3. Классическая древнегреческая философия
- 4. Эллинистическая философия
- 5. Римская философия
- Глава 4. Средневековая философия
- 1. Формирование средневековой философии, ее особенности
- 2. Патристика и схоластика. Номинализм и реализм
- 3. Патристика и схоластика. Номинализм и реализм
- 3. Арабо-исламская философия
- 4. Византийская и еврейская философия
- Глава 5. Философия эпохи Возрождения
- 1. Характерные черты философии эпохи Возрождения и основные этапы ее развития
- Философия итальянского гуманизма и политическая философия Макиавелли
- 3. Ренессансный платонизм
- 4. Натурфилософия и скептицизм эпохи Возрождения
- Глава 6. Философия Нового времени
- 2. Философский эмпиризм Бэкона, Гоббса и Локка
- 3. Философский рационализм Декарта. Учение о субстанции в философии Спинозы и Лейбница
- 4. Субъективный идеализм и агностицизм Дж. Беркли и д. Юма
- Глава 7. Философия французского Просвещения XVIII в.
- Общая характеристика французского Просвещения
- Деистическая философия
- 3. Французская материалистическая философия, ее онтология и гносеология
- 4. Учение французских материалистов о человеке и обществе
- Глава 8. Немецкая классическая философия
- Общая характеристика немецкой классической философии
- 2. Философия Канта
- 3. Субъективный идеализм Фихте и объективный идеализм Шеллинга
- 4. Философия Гегеля
- 5. Антропологический материализм Фейербаха
- Глава 9. Марксистская философия
- 1. Становление марксистской философии, ее генезис и особенности
- 2. Единство диалектики и материализма
- 3. Диалектико-материалистическая теория познания
- 4. Материалистическое понимание истории
- 5. Философия марксизма и современность
- Глава 10. Русская философия
- 1. Становление, особенности и основные этапы развития русской философии
- Философия русского просвещения XVIII в.
- 3. Славянофильство и западничество
- 4. Русская материалистическая и религиозно-философская мысль
- 5. Русский космизм. Философия русского зарубежья
- Глава 11. Современная западная философия
- 1. Неклассическая философия, ее особенности, направления и проблемы
- 2. Позитивизм и его исторические формы. Прагматизм.
- 3. Философский антропологизм
- 4. Религиозная философия. Экзистенциализм
- 5. Философия постмодернизма
- Часть 3. Современная философия
- Глава 12. Бытие
- 1. Категория «бытие» в истории философской мысли
- 2. Бытие и его структурные образования
- 3. Понятие материи в философии
- 4. Движение как способ существования материи
- 5. Пространство и время как формы существования материи
- Глава 13. Природа
- 1. Понятие природы в истории философской и научной мысли
- 2. Философские проблемы взаимоотношения общества и природы
- 3. Роль природы в развитии общества: теории и реальность
- 4. Экологическая проблема и пути ее решения. Проблема коэволюции общества и природы
- Глава 14. Сознание
- 1. Проблема сознания в философии и науке
- 2. Развитие форм отражения как генетическая предпосылка сознания
- Сознание, его сущность, структура и функции
- 4. Самосознание и его формы
- Глава 15. Теория познания
- 1. Теория познания как раздел философии. Принципы диалектико- материалистической теории познания
- 2. Субъект и объект познания. Роль практики в познании
- 3. Основные уровни и формы познания
- 4. Проблема истины в философии
- Глава 16. Методология научного познания
- 1. Понятие науки, ее генезис и специфика научного познания
- 2. Понятие метода и методологии. Соотношение всеобщих, общенаучных и частнонаучных методов и методологий
- 3. Методы эмпирического исследования
- 3. Методы и формы теоретического исследования
- Глава 17. Человек
- Проблема человека в философии и частных науках: история и современность
- 2. Теории возникновения человека, его историчность и креативность
- 3. Природа и сущность человека, соотношение в нем биологического и социального. Становление человека как личности.
- 4. Бытийность и потребительство современного человека, смысл его жизни и предназначение
- Глава 18. Человеческое общество
- 1. Эволюция взглядов на общество в истории философской и социальной мысли
- 2. Понятие человеческого общества
- 3. Структура человеческого общества
- 4. Полифункциональность человеческого общества
- Глава 19. Исторический процесс, его смысл и движущие силы
- Понятие всемирной истории и единство исторического процесса
- 2. Исторический процесс: его смысл и направленность
- Источники и движущие силы исторического процесса
- Глава 20. Духовная жизнь человеческого общества
- 1. Понятие духовности. Духовная жизнь общества
- 2. Общественное сознание, его сущность и структура
- 3. Формы общественного сознания и их роль в истории общества
- Глава 21. Культура и цивилизация
- Культура как объект философского и научного анализа. Понятие культуры
- 2. Генезис культуры, ее структура, функции и закономерности развития
- Понятие цивилизации. Соотношение культуры и цивилизации
- 4. Запад – Россия – Восток: диалог культур
- Глава 22. Проблема ценности в философии
- 1. Понятие ценности. Аксиология как учение о ценностях. Основные теории ценностей
- 2. Ценности, их природа и принципы классификации. Эволюция ценностей в различных культурах
- 3. Ценности личности и общества
- 4. Ценности в современной России и мировом сообществе
- Глава 23. Философия глобальных проблем современности
- 1. Философия и глобальные проблемы современности
- 2. Становление и сущность глобальных проблем современности
- 3. Типология глобальных проблем
- 4. Глобальные проблемы и будущее человечества