logo
Философия древнего Китая / Антонов Ч

Философия русского просвещения XVIII в.

В истории России XVIII век, как в Европе, становится веком Просвещения. Начало процессу создания новой, светской культуры положили петровские преобразования, с которыми связано интенсивное влияние западной идеологии на русскую культуру. В ходе петровских реформ происходит секуляризация, т.е. отделение церкви от государства. Различные сферы общества уходят из под влияния церкви, приобретая светский характер. Европеизация не была простым переходом от значительно ослабевшего византийского влияния к возрастающему западному воздействию. Она сопровождалась формированием и других тенденций. Так, например, после первоначального механического заимствования западноевропейских ценностей началось формирование интегрированной русской национальной духовности.

Важным явлением в этот период стало создание кружка, получившего название «Ученая дружина» Петра I. Его видными участниками были Ф. Прокопович (1681-1736), В.Н. Татищев (1686-1750), А.Д. Кантемир (1708-1744). Крупнейшим представителем этой дружины являлся В.Н. Татищев, заложивший основы светской философии как самостоятельной области духовной деятельности человека. О нем А.С. Пушкин писал: «Татищев жил совершенным философом и имел особенный образ мыслей». Его основные работы: «Разговор двух приятелей о пользе наук и училищах», «Духовная сыну Евграфу Васильевичу», «Предызвещение к «Истории Российской…».

Впервые в истории русской культуры Татищев рассматривал все философские проблемы с позиции деизма. Используя современные ему достижения западноевропейской философии и науки, он стремился преломить их через отечественный культурно-исторический опыт. В частности, он сформулировал идею «просвещения умов» как главный двигатель исторического прогресса, а, развивая идею утилитаризма, исходил из теории разумного эгоизма.

В философии и конкретных науках Татищев видел важное средство обновления российского общества. Философия, по его мнению, является главнейшей наукой, сосредоточивающей в себе высшее, совокупное знание, ибо только она способна ответить на сложнейшие вопросы бытия. Русский просветитель считал, что «истинная философия не грешна», а полезна и необходима. Будучи основоположником истории России, он полагал, что «вся философия на истории основана и оною подпираема».

Татищев предложил классификацию наук на основе их общественной значимости, выделив науки нужные, полезные, щегольские, любопытные и вредительные. К разряду нужных наук он относил речение (язык), экономика, медицина, юриспруденция, логика и богословие; к полезным – грамматика и красноречие, иностранные языки, физика, химия, математика, ботаника, анатомия, история и география. Щегольские науки имеют лишь развлекательное значение, например, поэзия, музыка, танцевание и т.п. К любопытным наукам принадлежат астрология, алхимия, хиромантия, а к вредительным – некромантия, чернокнижество, гадание.

Он заложил философско-мировоззренческие основания философии истории России, считая, что все народы едины на своем пути к горизонтам «божественной благодати», под которой понимались достижения вершин науки, познания и самопознания. В отличие от религиозного объяснения истории, он положил в основу общественного развития уровень знания и степень распространенности просвещения. Вера в силу разума и историзм объединяли его с западными просветителями. Считая, что Россия стоит перед задачей радикального реформирования учебных заведений и создания новых, Татищев сформулировал адекватную социокультурным условиям России программу развития просвещения. Будучи рационалистом и сторонником естественного права, признающего нерушимую автономию личности, русский просветитель связывал развитие общества с такими естественными факторами, как земледелие, торговля и просвещение.

Татищев решал проблему соотношения души и тела с дуалистических позиций, объявляя телесную организацию человека областью философии, а душу относя к компетенции религии. Ему был присущ религиозный скептицизм и критика церкви. Он выступал за секуляризацию общественной жизни и ее освобождение церковного контроля, доказывая, что церковь должна быть подчинена контролю государства.

Интенсивное развитие естествознания в России способствовало становлению светской философии. Первым русским мыслителем мирового значения был М.В. Ломоносов (1711-1765), являвшийся, по словам А.С. Пушкина, «первым нашим университетом», «величайшим умом новейших времен». Ломоносов положил начало материалистической традиции в русской философии. Признание им бога в качестве архитектора мира, не вмешивающегося в ход мировых событий, привело к признанию теории двойственной истины, согласно которой, представитель естествознания и учитель богословия не должны вмешиваться в дела друг друга.

Занимаясь естественными науками, Ломоносов первостепенное значение придавал опыту. Он считал, что закон опыта нужно восполнять философским познанием. Стремясь создать философию природы, он не сводил познание природы к чисто эмпирической систематизации, а стремился к философским обобщениям. Давая определение материи, русский мыслитель писал: «материя есть то, из чего состоит тело и от чего зависит его сущность» При этом он избегал отождествления материи и вещества, сведения материи к телесности. По его мнению, никакого абсолютного пространства не существует: мир заполнен целиком и представляет собой сочетание двух родов материи – «собственной» и «посторонней». Материя вечна и неуничтожима и всегда остается в пределах наличного бытия.

Ломоносов считал, что все происходящее в мире связано с процессами движения материи. Существуют три формы движения: 1) поступательное, 2) вращательное и 3) колебательное, которые переходят от одних к другим телам. Движение понималось им с механистических позиций: «Тела приводятся в движение одним только толканием». Таким образом, в тени оставлялся сам источник движения.

Другим крупным мыслителем был А.Н. Радищев (1749-1802), написавший произведение «О человеке, его смертности и бессмертии». Будучи деистом, он считал бога «первой причиной всех вещей», находящегося вне пространственно-временных отношений природы, поскольку «понятие и сведение о необходимости бытия божия может иметь бог един».Материальный мир, приведенный однажды в движение толчком творца, продолжает самостоятельно двигаться и развиваться. Отстаивая материалистические позиции, Радищев писал, что «бытие вещей независимо от силы познания о них и существует само по себе». Человек в процессе взаимодействия с природой познает ее благодаря опыту, который есть «основание всего естественного познания». Чувственный опыт, по Радищеву, должен дополняться опытом разумным, поскольку «сила познания едина и неразделима».

Основное внимание Радищев уделял социально-философским проблемам, создав уникальное учение о человеке. Человек, по его мнению, являющийся произведением природы, это «совершеннейшая из тварей», живущая в единстве с людьми и космосом; он обладает разумом и речью, а также способностью к общественной жизни. Большую роль в становлении человека и его последующей деятельности сыграла рука человека как орудие деятельности. Мыслитель считал, что человеческая душа бессмертна и возрождается после смерти тела в других телах, что обеспечивает бесконечное совершенство человеческого рода. Цель жизни заключается в стремлении к совершенному блаженству.

Радищев неоднократно отмечал действие естественных условий на развитие «умственности человека», на обычаи и нравы людей. С местоположением людей он связывал и их потребности, удовлетворение которых осуществляется посредством различных изобретений. При этом главным мотивом человеческих стремлений признавался личный интерес.

Таким образом, влияние западноевропейской культуры способствовало развитию философии в России, хотя не было однозначным. Приобщаясь к философской культуре Запада, русские мыслители как бы сокращали для себя путь собственного восхождения на высоты философского мышления, с одной стороны, а с другой стороны – их собственное творчество было стеснено западным влиянием. Однако после первоначального механического заимствования западноевропейских ценностей начиналось постепенное утверждение русской национальной духовности.