Философия русского просвещения XVIII в.
В истории России XVIII век, как в Европе, становится веком Просвещения. Начало процессу создания новой, светской культуры положили петровские преобразования, с которыми связано интенсивное влияние западной идеологии на русскую культуру. В ходе петровских реформ происходит секуляризация, т.е. отделение церкви от государства. Различные сферы общества уходят из под влияния церкви, приобретая светский характер. Европеизация не была простым переходом от значительно ослабевшего византийского влияния к возрастающему западному воздействию. Она сопровождалась формированием и других тенденций. Так, например, после первоначального механического заимствования западноевропейских ценностей началось формирование интегрированной русской национальной духовности.
Важным явлением в этот период стало создание кружка, получившего название «Ученая дружина» Петра I. Его видными участниками были Ф. Прокопович (1681-1736), В.Н. Татищев (1686-1750), А.Д. Кантемир (1708-1744). Крупнейшим представителем этой дружины являлся В.Н. Татищев, заложивший основы светской философии как самостоятельной области духовной деятельности человека. О нем А.С. Пушкин писал: «Татищев жил совершенным философом и имел особенный образ мыслей». Его основные работы: «Разговор двух приятелей о пользе наук и училищах», «Духовная сыну Евграфу Васильевичу», «Предызвещение к «Истории Российской…».
Впервые в истории русской культуры Татищев рассматривал все философские проблемы с позиции деизма. Используя современные ему достижения западноевропейской философии и науки, он стремился преломить их через отечественный культурно-исторический опыт. В частности, он сформулировал идею «просвещения умов» как главный двигатель исторического прогресса, а, развивая идею утилитаризма, исходил из теории разумного эгоизма.
В философии и конкретных науках Татищев видел важное средство обновления российского общества. Философия, по его мнению, является главнейшей наукой, сосредоточивающей в себе высшее, совокупное знание, ибо только она способна ответить на сложнейшие вопросы бытия. Русский просветитель считал, что «истинная философия не грешна», а полезна и необходима. Будучи основоположником истории России, он полагал, что «вся философия на истории основана и оною подпираема».
Татищев предложил классификацию наук на основе их общественной значимости, выделив науки нужные, полезные, щегольские, любопытные и вредительные. К разряду нужных наук он относил речение (язык), экономика, медицина, юриспруденция, логика и богословие; к полезным – грамматика и красноречие, иностранные языки, физика, химия, математика, ботаника, анатомия, история и география. Щегольские науки имеют лишь развлекательное значение, например, поэзия, музыка, танцевание и т.п. К любопытным наукам принадлежат астрология, алхимия, хиромантия, а к вредительным – некромантия, чернокнижество, гадание.
Он заложил философско-мировоззренческие основания философии истории России, считая, что все народы едины на своем пути к горизонтам «божественной благодати», под которой понимались достижения вершин науки, познания и самопознания. В отличие от религиозного объяснения истории, он положил в основу общественного развития уровень знания и степень распространенности просвещения. Вера в силу разума и историзм объединяли его с западными просветителями. Считая, что Россия стоит перед задачей радикального реформирования учебных заведений и создания новых, Татищев сформулировал адекватную социокультурным условиям России программу развития просвещения. Будучи рационалистом и сторонником естественного права, признающего нерушимую автономию личности, русский просветитель связывал развитие общества с такими естественными факторами, как земледелие, торговля и просвещение.
Татищев решал проблему соотношения души и тела с дуалистических позиций, объявляя телесную организацию человека областью философии, а душу относя к компетенции религии. Ему был присущ религиозный скептицизм и критика церкви. Он выступал за секуляризацию общественной жизни и ее освобождение церковного контроля, доказывая, что церковь должна быть подчинена контролю государства.
Интенсивное развитие естествознания в России способствовало становлению светской философии. Первым русским мыслителем мирового значения был М.В. Ломоносов (1711-1765), являвшийся, по словам А.С. Пушкина, «первым нашим университетом», «величайшим умом новейших времен». Ломоносов положил начало материалистической традиции в русской философии. Признание им бога в качестве архитектора мира, не вмешивающегося в ход мировых событий, привело к признанию теории двойственной истины, согласно которой, представитель естествознания и учитель богословия не должны вмешиваться в дела друг друга.
Занимаясь естественными науками, Ломоносов первостепенное значение придавал опыту. Он считал, что закон опыта нужно восполнять философским познанием. Стремясь создать философию природы, он не сводил познание природы к чисто эмпирической систематизации, а стремился к философским обобщениям. Давая определение материи, русский мыслитель писал: «материя есть то, из чего состоит тело и от чего зависит его сущность» При этом он избегал отождествления материи и вещества, сведения материи к телесности. По его мнению, никакого абсолютного пространства не существует: мир заполнен целиком и представляет собой сочетание двух родов материи – «собственной» и «посторонней». Материя вечна и неуничтожима и всегда остается в пределах наличного бытия.
Ломоносов считал, что все происходящее в мире связано с процессами движения материи. Существуют три формы движения: 1) поступательное, 2) вращательное и 3) колебательное, которые переходят от одних к другим телам. Движение понималось им с механистических позиций: «Тела приводятся в движение одним только толканием». Таким образом, в тени оставлялся сам источник движения.
Другим крупным мыслителем был А.Н. Радищев (1749-1802), написавший произведение «О человеке, его смертности и бессмертии». Будучи деистом, он считал бога «первой причиной всех вещей», находящегося вне пространственно-временных отношений природы, поскольку «понятие и сведение о необходимости бытия божия может иметь бог един».Материальный мир, приведенный однажды в движение толчком творца, продолжает самостоятельно двигаться и развиваться. Отстаивая материалистические позиции, Радищев писал, что «бытие вещей независимо от силы познания о них и существует само по себе». Человек в процессе взаимодействия с природой познает ее благодаря опыту, который есть «основание всего естественного познания». Чувственный опыт, по Радищеву, должен дополняться опытом разумным, поскольку «сила познания едина и неразделима».
Основное внимание Радищев уделял социально-философским проблемам, создав уникальное учение о человеке. Человек, по его мнению, являющийся произведением природы, это «совершеннейшая из тварей», живущая в единстве с людьми и космосом; он обладает разумом и речью, а также способностью к общественной жизни. Большую роль в становлении человека и его последующей деятельности сыграла рука человека как орудие деятельности. Мыслитель считал, что человеческая душа бессмертна и возрождается после смерти тела в других телах, что обеспечивает бесконечное совершенство человеческого рода. Цель жизни заключается в стремлении к совершенному блаженству.
Радищев неоднократно отмечал действие естественных условий на развитие «умственности человека», на обычаи и нравы людей. С местоположением людей он связывал и их потребности, удовлетворение которых осуществляется посредством различных изобретений. При этом главным мотивом человеческих стремлений признавался личный интерес.
Таким образом, влияние западноевропейской культуры способствовало развитию философии в России, хотя не было однозначным. Приобщаясь к философской культуре Запада, русские мыслители как бы сокращали для себя путь собственного восхождения на высоты философского мышления, с одной стороны, а с другой стороны – их собственное творчество было стеснено западным влиянием. Однако после первоначального механического заимствования западноевропейских ценностей начиналось постепенное утверждение русской национальной духовности.
- Белгород - 2012
- Содержание
- Глава 1. Философия и ее роль в жизни человека и общества
- Понятие философии и ее генезис. Философия и мировоззрение
- 2. Предмет философии и ее основные проблемы
- 3. Структура философского знания и ее особенности
- 4. Методы и средства философского познания
- 5. Предназначение и будущее философии, ее функции
- Глава 2. Философия Древнего Востока
- 1. Становление древневосточной философии и ее особенности
- 2. Древнеиндийская философия веданта. (Веданта. Вайшешика. Джайнизм. Буддизм. Локаята. Йога)
- 3. Древнекитайская философия. (Конфуцианство. Даосизм. Моизм. Легизм)
- Глава 3. Античная философия
- 2. Натурфилософия и антропология древних греков
- 3. Классическая древнегреческая философия
- 4. Эллинистическая философия
- 5. Римская философия
- Глава 4. Средневековая философия
- 1. Формирование средневековой философии, ее особенности
- 2. Патристика и схоластика. Номинализм и реализм
- 3. Патристика и схоластика. Номинализм и реализм
- 3. Арабо-исламская философия
- 4. Византийская и еврейская философия
- Глава 5. Философия эпохи Возрождения
- 1. Характерные черты философии эпохи Возрождения и основные этапы ее развития
- Философия итальянского гуманизма и политическая философия Макиавелли
- 3. Ренессансный платонизм
- 4. Натурфилософия и скептицизм эпохи Возрождения
- Глава 6. Философия Нового времени
- 2. Философский эмпиризм Бэкона, Гоббса и Локка
- 3. Философский рационализм Декарта. Учение о субстанции в философии Спинозы и Лейбница
- 4. Субъективный идеализм и агностицизм Дж. Беркли и д. Юма
- Глава 7. Философия французского Просвещения XVIII в.
- Общая характеристика французского Просвещения
- Деистическая философия
- 3. Французская материалистическая философия, ее онтология и гносеология
- 4. Учение французских материалистов о человеке и обществе
- Глава 8. Немецкая классическая философия
- Общая характеристика немецкой классической философии
- 2. Философия Канта
- 3. Субъективный идеализм Фихте и объективный идеализм Шеллинга
- 4. Философия Гегеля
- 5. Антропологический материализм Фейербаха
- Глава 9. Марксистская философия
- 1. Становление марксистской философии, ее генезис и особенности
- 2. Единство диалектики и материализма
- 3. Диалектико-материалистическая теория познания
- 4. Материалистическое понимание истории
- 5. Философия марксизма и современность
- Глава 10. Русская философия
- 1. Становление, особенности и основные этапы развития русской философии
- Философия русского просвещения XVIII в.
- 3. Славянофильство и западничество
- 4. Русская материалистическая и религиозно-философская мысль
- 5. Русский космизм. Философия русского зарубежья
- Глава 11. Современная западная философия
- 1. Неклассическая философия, ее особенности, направления и проблемы
- 2. Позитивизм и его исторические формы. Прагматизм.
- 3. Философский антропологизм
- 4. Религиозная философия. Экзистенциализм
- 5. Философия постмодернизма
- Часть 3. Современная философия
- Глава 12. Бытие
- 1. Категория «бытие» в истории философской мысли
- 2. Бытие и его структурные образования
- 3. Понятие материи в философии
- 4. Движение как способ существования материи
- 5. Пространство и время как формы существования материи
- Глава 13. Природа
- 1. Понятие природы в истории философской и научной мысли
- 2. Философские проблемы взаимоотношения общества и природы
- 3. Роль природы в развитии общества: теории и реальность
- 4. Экологическая проблема и пути ее решения. Проблема коэволюции общества и природы
- Глава 14. Сознание
- 1. Проблема сознания в философии и науке
- 2. Развитие форм отражения как генетическая предпосылка сознания
- Сознание, его сущность, структура и функции
- 4. Самосознание и его формы
- Глава 15. Теория познания
- 1. Теория познания как раздел философии. Принципы диалектико- материалистической теории познания
- 2. Субъект и объект познания. Роль практики в познании
- 3. Основные уровни и формы познания
- 4. Проблема истины в философии
- Глава 16. Методология научного познания
- 1. Понятие науки, ее генезис и специфика научного познания
- 2. Понятие метода и методологии. Соотношение всеобщих, общенаучных и частнонаучных методов и методологий
- 3. Методы эмпирического исследования
- 3. Методы и формы теоретического исследования
- Глава 17. Человек
- Проблема человека в философии и частных науках: история и современность
- 2. Теории возникновения человека, его историчность и креативность
- 3. Природа и сущность человека, соотношение в нем биологического и социального. Становление человека как личности.
- 4. Бытийность и потребительство современного человека, смысл его жизни и предназначение
- Глава 18. Человеческое общество
- 1. Эволюция взглядов на общество в истории философской и социальной мысли
- 2. Понятие человеческого общества
- 3. Структура человеческого общества
- 4. Полифункциональность человеческого общества
- Глава 19. Исторический процесс, его смысл и движущие силы
- Понятие всемирной истории и единство исторического процесса
- 2. Исторический процесс: его смысл и направленность
- Источники и движущие силы исторического процесса
- Глава 20. Духовная жизнь человеческого общества
- 1. Понятие духовности. Духовная жизнь общества
- 2. Общественное сознание, его сущность и структура
- 3. Формы общественного сознания и их роль в истории общества
- Глава 21. Культура и цивилизация
- Культура как объект философского и научного анализа. Понятие культуры
- 2. Генезис культуры, ее структура, функции и закономерности развития
- Понятие цивилизации. Соотношение культуры и цивилизации
- 4. Запад – Россия – Восток: диалог культур
- Глава 22. Проблема ценности в философии
- 1. Понятие ценности. Аксиология как учение о ценностях. Основные теории ценностей
- 2. Ценности, их природа и принципы классификации. Эволюция ценностей в различных культурах
- 3. Ценности личности и общества
- 4. Ценности в современной России и мировом сообществе
- Глава 23. Философия глобальных проблем современности
- 1. Философия и глобальные проблемы современности
- 2. Становление и сущность глобальных проблем современности
- 3. Типология глобальных проблем
- 4. Глобальные проблемы и будущее человечества