1. Понятие духовности. Духовная жизнь общества
Исследуя человеческое общество как целостное образование, мы выяснили, что оно обладает не только телом, но и душой, духовным. Жизнь тела – это материальная жизнь общества, а жизнь духа – это духовная жизнь общества. Хотя носителем духа является тело, однако это не означает, что тело возникло значительно раньше духа и может существовать без него, всегда является определяющим. Как не может быть общества бестелесного, так не может быть общества бездуховного. Дух и тело, а, значит, материальная жизнь и духовная жизнь являются важнейшими сторонами человеческого общества, его атрибутами, составляет тот фундамент, на котором происходит усвоение новых знаний и функционирование мировоззрения. Мировоззрением понимается как конституирующий компонент духовной жизни общества. Мировоззрение выполняет функцию обеспечения связи между духовной жизнью общества как процессом и общественным сознанием как идеальной системой. Оно обеспечивает интеграцию продуктов духовного производства в систему общественного сознания. Кроме того мировоззрение связывает индивидуальное и общественное сознание, обыденное и теоретическое сознание.
Для того, чтобы определить понятие «духовная жизнь общества» выясним что такое дух, духовное как его свойство. Если мы обратимся к Энциклопедическим словарям, выходившим в России за последнее столетие, то убедимся в том, что термина «дух» в них, к сожалению, нет. В «Толковом словаре живого великорусского языка», подготовленного в Х1Х в. В.И.Далем дается следующее понимание духа: это безтелесное существо, обитель не вещественного, а существенного мира. Относя это слово к человеку, разумеют его душу. В «Толковом словаре русского языка» , выпущенном Ожеговым и Шведовым, дух определяется как сознание, мышление; внутренняя моральная сила; в религии и мифологии: бесплотное сверхъестественное существо. Здесь почему-то духовность определяется как свойство души, а не духа.
В последние годы в нашем обществе появился все возрастающий интерес к духовному в различных его модификациях. Вместе с тем более или менее приемлемого определения того, что такое дух, духовность пока не выработано. Что же такое духовность? Ответы на этот вопрос предлагаются разные. Одни считают, что духовность есть не что иное как религиозность. Однако возникает вопрос: как быть с неверующими, ведь им в духовности тоже нельзя отказать. Следовательно религия не может считаться единственным источником духовности. Другие, отождествляющие духовную сферу с общественным сознанием, вообще не выделяют проблему духовности. Третьи полагают, что в сущности своей духовность совпадает с преобладанием нравственных и интеллектуальных начал над материальными. Какие же определения являются правильными?
На наш взгляд, следует при определении понятия «дух» исходить из определенной его философской трактовки. В Новое время понятие «дух» употребляется как противоположное природе. С формированием материалистического понимания истории дух переносится на общественную жизнь людей, а человеческое общество рассматривается как духовно-материальное образование.
В Новое время философское понятие «дух» употребляется как противоположное природе. С формированием материалистического понимания истории дух переносится в общественную жизнь людей, а само общество рассматривается как целостное духовно-материальное образование. Духовность – это свойство духа общества. Духовность нельзя отождествить с формами общественного сознания, поскольку не все ценностное содержание сознания имеет отношение к духовности. Духовное – это проявление не только сознания, но и самосознания, самопереживания, самоощущение человека и общности. В духовных актах реализуется бессознательное, неосознанное и несознаваемое. Л.Н. Толстой утверждал, что истинной жизнью человека является его духовная жизнь: «Настоящая человеческая жизнь каждого начинается только тогда, когда начинается отречение человека от животности».
Понятие «духовность» в сочинениях западных гуманистов заключает в себе неприятие западноевропейской техногенной цивилизации, западного образа жизни. Так, А. Швейцер писал: «Восторгаясь успехами науки и практики, мы – увы! Пришли к ошибочной концепции культуры. Мы переоценили ее материальные достижения и не принимаем во внимание значения духовного начала в той мере, в какой следовало бы» И далее: «Главное в культуре – не материальные достижения, а то, что индивиды постигают идеалы совершенствования человека и улучшения социально-политических условий жизни народов и всего человечества и в своих взглядах постоянно руководствуются этими идеалами»1.
Важной стороной функционирования и развития общества является его духовная жизнь. В содержании духовной жизни общества проявляется его подлинно человеческая сущность. Это связано с тем, что духовное или духовность присуще только человеку, оно выделяет и возвышает его над остальным миром. Духовная жизнь – это деятельность людей по производству, потреблению и передаче духовных ценностей.
Духовная жизнь общества по своей сути есть реальный процесс существования людей, а по своему осуществлению – способ общественной жизнедеятельности и относительно самостоятельная сфера, связанная с производством и распространением знания и удовлетворением духовных потребностей людей. Основными структурными компонентами духовной жизни общества являются: духовная деятельность, духовные потребности, духовное потребление, духовные отношения и духовное общение.
Основу духовной жизни общества как системы составляет духовная деятельность людей, которая является способом их существования, способом бытия. Специфика духовной деятельности заключается в том, что она представлена двумя видами: а) духовно-познавательной деятельностью и б) ценностно-ориентировочной деятельностью. Духовная деятельность, как и всякая иная, носит целеполагающий характер, поскольку люди всегда преследуют определенные цели, направленные на удовлетворение их потребностей и интересов. В ней выделяют два вида: духовно-теоретическую и духовно-практическую. Первый вид деятельности связан с выработкой идей и взглядов, представлений, оценок и т.д., а второй – с внедрением выработанных духовных образований в сознание людей, с повышением их образовательного уровня, формированием их мировоззрения и т.д. В первом случае продуктом деятельности является идеальное, духовные ценности, а во втором продуктом выступают те же духовные ценности, но усвоенные людьми, ставшие их достоянием.
Важнейшей стороной духовной жизни общества выступают также духовные потребности, на удовлетворение которых направлено духовное производство. Генетически духовные потребности можно рассматривать в качестве основы, определяющей становление духовной жизни. Сами они в значительной мере зависят от материальных потребностей. Распространенным является определение потребностей как состояния субъекта. Духовные потребности обладают следующими чертами: они тесно связаны с сознанием, их удовлетворение осуществляется главным образом в сфере свободного времени, связь между субъектом и объектом духовных потребностей характеризуется бескорыстием, а процесс их удовлетворения практически безграничен. К числу важнейших особенностей духовных потребностей относится также их тесная связь с социальными интересами и мировоззрением. Духовные потребности служат всестороннему и гармоничному развитию личности. В зависимости от сферы реализации можно выделить следующие типы потребностей: в познании, в нравственном совершенствовании, в восприятии произведений искусства, в художественном творчестве.
Потребление, создавая потребность, тем самым обусловливает движение производства. Духовное потребление – это процесс удовлетворения духовных потребностей. Оно имеет свои особенности по сравнению с материальным потреблением. Духовные ценности, выступая предметом потребления, не «исчезают» в процессе удовлетворения духовных потребностей, а превращаются в богатство духовного мира человека. Идеи, взгляды, художественные образы и другие духовные образования становятся его принадлежностью. Средством удовлетворения духовных потребностей служат созданные обществом социальные институты: театры, концертные залы, выставки, библиотеки и т.д. От развития духовного производства зависят разнообразие духовных потребностей и полнота духовного потребления.
В процессе духовного производства и духовного потребления люди вступают в определенные отношения, которые по своему характеру относятся к идеологическим общественным отношениям. Специфика духовных отношений обусловлена тем, что они тесно связаны с духовной деятельностью, с выработкой, развитием и защитой идей и взглядов. Духовные отношения – это отношения между учителем и учеником, воспитателем и воспитуемым, пропагандистом и слушателем. Эти отношения могут существовать как в сознании, так и вне сознания, например, нравственные отношения. Духовное общение выступает формой обмена идеями, представлениями, чувствами. Обмен продуктами духовной деятельности, взаимное познание, взаимное влияние составляет основное содержание духовного общения. Оно осуществляется с помощью материальных посредников: языковых и неязыковых знаков, технических средств и т.д. – печать, радио, телевидение. Духовное общение существует наряду с общественными отношениями как форма их проявления.
- Белгород - 2012
- Содержание
- Глава 1. Философия и ее роль в жизни человека и общества
- Понятие философии и ее генезис. Философия и мировоззрение
- 2. Предмет философии и ее основные проблемы
- 3. Структура философского знания и ее особенности
- 4. Методы и средства философского познания
- 5. Предназначение и будущее философии, ее функции
- Глава 2. Философия Древнего Востока
- 1. Становление древневосточной философии и ее особенности
- 2. Древнеиндийская философия веданта. (Веданта. Вайшешика. Джайнизм. Буддизм. Локаята. Йога)
- 3. Древнекитайская философия. (Конфуцианство. Даосизм. Моизм. Легизм)
- Глава 3. Античная философия
- 2. Натурфилософия и антропология древних греков
- 3. Классическая древнегреческая философия
- 4. Эллинистическая философия
- 5. Римская философия
- Глава 4. Средневековая философия
- 1. Формирование средневековой философии, ее особенности
- 2. Патристика и схоластика. Номинализм и реализм
- 3. Патристика и схоластика. Номинализм и реализм
- 3. Арабо-исламская философия
- 4. Византийская и еврейская философия
- Глава 5. Философия эпохи Возрождения
- 1. Характерные черты философии эпохи Возрождения и основные этапы ее развития
- Философия итальянского гуманизма и политическая философия Макиавелли
- 3. Ренессансный платонизм
- 4. Натурфилософия и скептицизм эпохи Возрождения
- Глава 6. Философия Нового времени
- 2. Философский эмпиризм Бэкона, Гоббса и Локка
- 3. Философский рационализм Декарта. Учение о субстанции в философии Спинозы и Лейбница
- 4. Субъективный идеализм и агностицизм Дж. Беркли и д. Юма
- Глава 7. Философия французского Просвещения XVIII в.
- Общая характеристика французского Просвещения
- Деистическая философия
- 3. Французская материалистическая философия, ее онтология и гносеология
- 4. Учение французских материалистов о человеке и обществе
- Глава 8. Немецкая классическая философия
- Общая характеристика немецкой классической философии
- 2. Философия Канта
- 3. Субъективный идеализм Фихте и объективный идеализм Шеллинга
- 4. Философия Гегеля
- 5. Антропологический материализм Фейербаха
- Глава 9. Марксистская философия
- 1. Становление марксистской философии, ее генезис и особенности
- 2. Единство диалектики и материализма
- 3. Диалектико-материалистическая теория познания
- 4. Материалистическое понимание истории
- 5. Философия марксизма и современность
- Глава 10. Русская философия
- 1. Становление, особенности и основные этапы развития русской философии
- Философия русского просвещения XVIII в.
- 3. Славянофильство и западничество
- 4. Русская материалистическая и религиозно-философская мысль
- 5. Русский космизм. Философия русского зарубежья
- Глава 11. Современная западная философия
- 1. Неклассическая философия, ее особенности, направления и проблемы
- 2. Позитивизм и его исторические формы. Прагматизм.
- 3. Философский антропологизм
- 4. Религиозная философия. Экзистенциализм
- 5. Философия постмодернизма
- Часть 3. Современная философия
- Глава 12. Бытие
- 1. Категория «бытие» в истории философской мысли
- 2. Бытие и его структурные образования
- 3. Понятие материи в философии
- 4. Движение как способ существования материи
- 5. Пространство и время как формы существования материи
- Глава 13. Природа
- 1. Понятие природы в истории философской и научной мысли
- 2. Философские проблемы взаимоотношения общества и природы
- 3. Роль природы в развитии общества: теории и реальность
- 4. Экологическая проблема и пути ее решения. Проблема коэволюции общества и природы
- Глава 14. Сознание
- 1. Проблема сознания в философии и науке
- 2. Развитие форм отражения как генетическая предпосылка сознания
- Сознание, его сущность, структура и функции
- 4. Самосознание и его формы
- Глава 15. Теория познания
- 1. Теория познания как раздел философии. Принципы диалектико- материалистической теории познания
- 2. Субъект и объект познания. Роль практики в познании
- 3. Основные уровни и формы познания
- 4. Проблема истины в философии
- Глава 16. Методология научного познания
- 1. Понятие науки, ее генезис и специфика научного познания
- 2. Понятие метода и методологии. Соотношение всеобщих, общенаучных и частнонаучных методов и методологий
- 3. Методы эмпирического исследования
- 3. Методы и формы теоретического исследования
- Глава 17. Человек
- Проблема человека в философии и частных науках: история и современность
- 2. Теории возникновения человека, его историчность и креативность
- 3. Природа и сущность человека, соотношение в нем биологического и социального. Становление человека как личности.
- 4. Бытийность и потребительство современного человека, смысл его жизни и предназначение
- Глава 18. Человеческое общество
- 1. Эволюция взглядов на общество в истории философской и социальной мысли
- 2. Понятие человеческого общества
- 3. Структура человеческого общества
- 4. Полифункциональность человеческого общества
- Глава 19. Исторический процесс, его смысл и движущие силы
- Понятие всемирной истории и единство исторического процесса
- 2. Исторический процесс: его смысл и направленность
- Источники и движущие силы исторического процесса
- Глава 20. Духовная жизнь человеческого общества
- 1. Понятие духовности. Духовная жизнь общества
- 2. Общественное сознание, его сущность и структура
- 3. Формы общественного сознания и их роль в истории общества
- Глава 21. Культура и цивилизация
- Культура как объект философского и научного анализа. Понятие культуры
- 2. Генезис культуры, ее структура, функции и закономерности развития
- Понятие цивилизации. Соотношение культуры и цивилизации
- 4. Запад – Россия – Восток: диалог культур
- Глава 22. Проблема ценности в философии
- 1. Понятие ценности. Аксиология как учение о ценностях. Основные теории ценностей
- 2. Ценности, их природа и принципы классификации. Эволюция ценностей в различных культурах
- 3. Ценности личности и общества
- 4. Ценности в современной России и мировом сообществе
- Глава 23. Философия глобальных проблем современности
- 1. Философия и глобальные проблемы современности
- 2. Становление и сущность глобальных проблем современности
- 3. Типология глобальных проблем
- 4. Глобальные проблемы и будущее человечества