4. Ценности в современной России и мировом сообществе
Ценности обладают не только мировоззренческой, но и интегративной функцией. Они являются важнейшим фактором объединения людей, интеграции их в сообщество. Наличие общих ценностных ориентаций обеспечивает общественное согласие граждан, социальных общностей и групп. Утрата главных ценностных ориентиров или отказ от сложившейся системы ценностей неизбежно оборачивается угрозой распада и деградации общества, что хорошо видно на примере постсоветских государств.
В нашей стране широкое обсуждение проблемы ценностей началось с середины 60-х годов ХХ в. Сегодня ценностная проблематика выступает на первое место в связи с тем, что не только Россия, но и весь мир находятся на стадии перехода от индустриального к информационному типу развития. Этот процесс, сопровождающийся переоценкой ценностей, тесно связан с тем, что за отрицанием старых ценностей скрывается отрицание старых форм личности и общества.
Экономические связи восстанавливаются в первую очередь довольно быстро. Значительно медленнее восстанавливаются духовные связи, поскольку они зависимы от известной «переоценки ценностей», а девальвация духовности и моральности трудно исправимы. Для ответа на вопрос о том, что нужно делать для восстановления утраченной целостности российского общества следует обратиться к специфике и особенностям функционирования общечеловеческих и национальных ценностей как ядра и основы человеческой жизни и культуры.
Сегодня возникла настоятельная потребность в непредвзятом взгляде на происходящие в нашем обществе процессы со стороны их духовно-ценностного содержания. Ценностные реалии сегодня таковы, что они вступают в противоречие с ценностями, которые совсем недавно были основанием дружелюбия, сотрудничества, взаимопомощи в совместном труде. С трудом удается сохранять общественные ценности, связанные с языком, родными местами, историческими памятниками, дружбой народов. На смену этим реалиям приходят конкуренция, недоверие друг к другу и даже агрессивность. Мир антиценностей, порождаемых античеловечностью, стал набирать силу. К ним можно отнести враждебность и агрессивность, насилие и его крайние формы – убийство, войну, геноцид, которые в той или иной форме разрушают человеческую жизнь.
В условиях формирования потребительского общества в России особо актуально звучат слова А.Н. Уайтхеда: «Сейчас философия должна выполнить свою главную функцию. Она обязана искать мировоззрение, способное спасти от гибели людей, для которых дороги ценности, выходящие за рамки удовлетворения животных потребностей»1. Для этого необходимо, чтобы ценности либерализма и социальной справедливости были не разнонаправленными, а интегрироваными в едином синтезе.
Со второй половины XX века не только в России, но и во всем мире происходит коренная переоценка ценностей. На смену индустриальному обществу приходит информационное общество или компьютерная цивилизация. Многое здесь зависит от выбора ценностей, которые будут выступать в качестве основания культуры.
В условиях обострения глобальных проблем происходит пересмотр культурного наследия человечества и его ценностной составляющей. Либеральный прометеевский человек с его культурными оценками и ценностной иерархией и с установкой на активное преобразование мира, определявший идеологию модерна, сегодня сменяется «человеком играющим». Для него характерным является отключение и отлучение от реального мира и довольствование виртуально-символическими радостями. При этом ценности прогресса пересматриваются и переадресовываются виртуальному миру. Этот процесс сопровождается самоизоляцией «виртуально» ориентированных элит от остального населения. Возрастает самоизоляция Запада от остального мира, сохраняющего традиционалистские ценностные ориентации. Виртуальные игры выступают и последней стадией развития модерна как идеологии «неустанных перемен».
В западной и восточной культуре ценности имеют свою специфику. Если в первой в качестве первичных выступают такие ценности, как индивидуальность, деньги, эффективность, первенство, уважение к молодежи, равенство женщин в обществе и др., то в восточной – коллективизм, уважение к старшим, патриотизм, авторитаризм. Поэтому в межкультурном общении важно избегать двух крайностей – вестернизации или остернизации.
К основным причинам, вызвавшим коренные изменения в системе ценностей современного поколения можно отнести следующее: Во-первых, разрушение социалистической системы в России и обесценение экономического, политического, социального, духовного ориентиров развития советской эпохи; во-вторых, утверждение свободы, плюрализма, возможности неограниченного самовыражения и саморазвития без давления внешних факторов; в-третьих, нестабильность рыночной системы, жесткая конкуренция, прагматизм, «естественный отбор» и монополизация, необходимость рассчитывать на собственную активность и способности; в-четвертых, информатизация всех сфер жизни общества, «информационный шок», технократизация мировоззрения, возрастание роли знания, науки в жизни человечества; в пятых, глобальные вызовы цивилизации, хронический многомерный кризис, охватывающий все ключевые сферы жизнедеятельности общества.
В целом, особенностями современной ценностной картины являются следующие черты: 1) Повышение роли витальных, материальных, гедонистических ценностей и, как следствие, снижение статуса духовных (за исключением когнитивных), общественных, нравственных, эстетических. 2) Забота о здоровье, безопасности, условиях жизнеобеспечения, 3) стремление к самореализации, самораскрытию становятся для большинства индивидов важнейшими направлениями активности. При этом забота распространяется, главным образом, на собственную жизнь и здоровье, в то время как ценность жизни Другого, природы в целом, не имеют определяющего значения, что способствует общей дегуманизации.
Техногенная цивилизация в ценностном измерении во многом себя исчерпала. Приоритетные ориентации деятельности современного человека – деньги, собственность, власть – породили множество острых проблем и привели человечество к опасной грани своего существования. Переходное состояние от индустриального к информационному обществу, в котором на передний план выходят информация, знания и символы, ведет к изменению менталитета и ценностных ориентаций человека. Ценностные основания деятельности субъекта, долгое время бывшие только сферой его индивидуального бытия в условиях множественности бытия, оказываются явно недостаточными. Поэтому сегодня все большую роль начинают играть системы ценностей, рассматриваемые в качестве «культурной матрицы»ю Именно они оказываются способными обеспечить воспроизводство и развитие культурной и социальной жизни людей в новых условиях.
- Белгород - 2012
- Содержание
- Глава 1. Философия и ее роль в жизни человека и общества
- Понятие философии и ее генезис. Философия и мировоззрение
- 2. Предмет философии и ее основные проблемы
- 3. Структура философского знания и ее особенности
- 4. Методы и средства философского познания
- 5. Предназначение и будущее философии, ее функции
- Глава 2. Философия Древнего Востока
- 1. Становление древневосточной философии и ее особенности
- 2. Древнеиндийская философия веданта. (Веданта. Вайшешика. Джайнизм. Буддизм. Локаята. Йога)
- 3. Древнекитайская философия. (Конфуцианство. Даосизм. Моизм. Легизм)
- Глава 3. Античная философия
- 2. Натурфилософия и антропология древних греков
- 3. Классическая древнегреческая философия
- 4. Эллинистическая философия
- 5. Римская философия
- Глава 4. Средневековая философия
- 1. Формирование средневековой философии, ее особенности
- 2. Патристика и схоластика. Номинализм и реализм
- 3. Патристика и схоластика. Номинализм и реализм
- 3. Арабо-исламская философия
- 4. Византийская и еврейская философия
- Глава 5. Философия эпохи Возрождения
- 1. Характерные черты философии эпохи Возрождения и основные этапы ее развития
- Философия итальянского гуманизма и политическая философия Макиавелли
- 3. Ренессансный платонизм
- 4. Натурфилософия и скептицизм эпохи Возрождения
- Глава 6. Философия Нового времени
- 2. Философский эмпиризм Бэкона, Гоббса и Локка
- 3. Философский рационализм Декарта. Учение о субстанции в философии Спинозы и Лейбница
- 4. Субъективный идеализм и агностицизм Дж. Беркли и д. Юма
- Глава 7. Философия французского Просвещения XVIII в.
- Общая характеристика французского Просвещения
- Деистическая философия
- 3. Французская материалистическая философия, ее онтология и гносеология
- 4. Учение французских материалистов о человеке и обществе
- Глава 8. Немецкая классическая философия
- Общая характеристика немецкой классической философии
- 2. Философия Канта
- 3. Субъективный идеализм Фихте и объективный идеализм Шеллинга
- 4. Философия Гегеля
- 5. Антропологический материализм Фейербаха
- Глава 9. Марксистская философия
- 1. Становление марксистской философии, ее генезис и особенности
- 2. Единство диалектики и материализма
- 3. Диалектико-материалистическая теория познания
- 4. Материалистическое понимание истории
- 5. Философия марксизма и современность
- Глава 10. Русская философия
- 1. Становление, особенности и основные этапы развития русской философии
- Философия русского просвещения XVIII в.
- 3. Славянофильство и западничество
- 4. Русская материалистическая и религиозно-философская мысль
- 5. Русский космизм. Философия русского зарубежья
- Глава 11. Современная западная философия
- 1. Неклассическая философия, ее особенности, направления и проблемы
- 2. Позитивизм и его исторические формы. Прагматизм.
- 3. Философский антропологизм
- 4. Религиозная философия. Экзистенциализм
- 5. Философия постмодернизма
- Часть 3. Современная философия
- Глава 12. Бытие
- 1. Категория «бытие» в истории философской мысли
- 2. Бытие и его структурные образования
- 3. Понятие материи в философии
- 4. Движение как способ существования материи
- 5. Пространство и время как формы существования материи
- Глава 13. Природа
- 1. Понятие природы в истории философской и научной мысли
- 2. Философские проблемы взаимоотношения общества и природы
- 3. Роль природы в развитии общества: теории и реальность
- 4. Экологическая проблема и пути ее решения. Проблема коэволюции общества и природы
- Глава 14. Сознание
- 1. Проблема сознания в философии и науке
- 2. Развитие форм отражения как генетическая предпосылка сознания
- Сознание, его сущность, структура и функции
- 4. Самосознание и его формы
- Глава 15. Теория познания
- 1. Теория познания как раздел философии. Принципы диалектико- материалистической теории познания
- 2. Субъект и объект познания. Роль практики в познании
- 3. Основные уровни и формы познания
- 4. Проблема истины в философии
- Глава 16. Методология научного познания
- 1. Понятие науки, ее генезис и специфика научного познания
- 2. Понятие метода и методологии. Соотношение всеобщих, общенаучных и частнонаучных методов и методологий
- 3. Методы эмпирического исследования
- 3. Методы и формы теоретического исследования
- Глава 17. Человек
- Проблема человека в философии и частных науках: история и современность
- 2. Теории возникновения человека, его историчность и креативность
- 3. Природа и сущность человека, соотношение в нем биологического и социального. Становление человека как личности.
- 4. Бытийность и потребительство современного человека, смысл его жизни и предназначение
- Глава 18. Человеческое общество
- 1. Эволюция взглядов на общество в истории философской и социальной мысли
- 2. Понятие человеческого общества
- 3. Структура человеческого общества
- 4. Полифункциональность человеческого общества
- Глава 19. Исторический процесс, его смысл и движущие силы
- Понятие всемирной истории и единство исторического процесса
- 2. Исторический процесс: его смысл и направленность
- Источники и движущие силы исторического процесса
- Глава 20. Духовная жизнь человеческого общества
- 1. Понятие духовности. Духовная жизнь общества
- 2. Общественное сознание, его сущность и структура
- 3. Формы общественного сознания и их роль в истории общества
- Глава 21. Культура и цивилизация
- Культура как объект философского и научного анализа. Понятие культуры
- 2. Генезис культуры, ее структура, функции и закономерности развития
- Понятие цивилизации. Соотношение культуры и цивилизации
- 4. Запад – Россия – Восток: диалог культур
- Глава 22. Проблема ценности в философии
- 1. Понятие ценности. Аксиология как учение о ценностях. Основные теории ценностей
- 2. Ценности, их природа и принципы классификации. Эволюция ценностей в различных культурах
- 3. Ценности личности и общества
- 4. Ценности в современной России и мировом сообществе
- Глава 23. Философия глобальных проблем современности
- 1. Философия и глобальные проблемы современности
- 2. Становление и сущность глобальных проблем современности
- 3. Типология глобальных проблем
- 4. Глобальные проблемы и будущее человечества