logo
Философия древнего Китая / Антонов Ч

2. Философский эмпиризм Бэкона, Гоббса и Локка

Родоначальником английского эмпиризма и материализма Нового времени был Ф. Бэкон (1561-1626). Его перу принадлежат трактаты «О достоинстве и приумножении наук», «Новый органон», «О началах и истоках», «Новая Атлантида» и др. По мнению Бэкона, «у философии троякий предмет – бог, природа, человек». Отсюда следует, что философия подразделяется на учение о божестве (естественная теология), учение о природе (естественная философия) и учение о человеке, в котором выделяется наука о власти, т.е. о государстве. При этом основная его деятельность была направлена на науку, ее строение, классификацию, цели и методы познания. Ф. Бэкон был создателем «философии индустриальной науки» (Ф. Фаррингтон). Свой главный вклад он видел в том, чтобы подвести под науку обновленное философско-методологическое обоснование. Утверждая новую ценность науки, он подчеркивал, что она не может быть целью самой по себе, знанием ради знания. Конечная цель науки – изобретения и открытия для улучшения жизни людей.

Умозрительной схоластике Бэкон противопоставил концепцию «естественной философии», основанной на опытном познании. Схоластика, по его мнению, бесплодна как монахиня, посвятившая себя богу. Вместо плодов она приносит шипы и чертополох пустопорожних споров. Но если схоластика бесплодна и вредна, то союз философии с естествознанием есть «законное супружество, которого необходимо добиваться всеми силами».

Для реформы науки и развития естествознания необходимо, по мнению Бэкона, научиться правильному мышлению. Это, в свою очередь, требует очищения разума от заблуждений, выступающих препятствием на пути познания природы. Английский философ выделяет четыре рода заблуждений, которые он называет идолами, или призраками:

1) идолы рода, имеющие основание «в самой природе человека, племени или в самом роде людей, ибо ложно утверждать, что чувств человека есть мера вещей»;

2) идолы пещеры есть «заблуждения отдельного человека», обусловленные «малым миром», «пещерой» индивида;

3) идолы площади проистекают из взаимного общения людей;

4) идолы театра, которые вселились в души людей из разных догматов философии, а также из начал и аксиом наук.

Общий смысл учения об идолах определяется его воспитательной функцией. Однако перечисление идолов еще не дает гарантии движения к истине. Такой гарантией является тщательно разработанное учение о методе. Бэкон не только заложил основы материалистического понимания природы, но и дал обоснование индуктивному методу как движению мысли от частного к общему. Проблему выбора истинного метода и ее решение он излагает аллегорическим способом. По его мнению, существуют три основных пути познания – паука, муравья и пчелы. «Путь паука» представляет собой попытку выведения истин из самого сознания при полнейшем пренебрежении к фактам. «Путь муравья» – это узкий путь, представители которого собирают разрозненные факты, но не умеют их обобщать. Истинным является «путь пчелы», который соединяет в себе достоинства названных «путей» и свободен от недостатков каждого из них. Таким образом, единство чувственного опыта и размышлений может быть верным руководителем на дороге к истине.

Метод пчелы, по Бэкону, помогает обнаружить материальные причины и обеспечивает изучение самой материи и законов ее действия. Он писал, что материя многокачественна, ей присущи различные формы движения: колебание, сопротивление, инерция, стремление, напряжение, жизненный дух, мука и т.д. Эти формы были фактически характеристиками механической формы движения материи, которая в то время была наиболее полно изучена по сравнению с другими формами материи.

Люди, по Бэкону, могут быть господами и хозяевами природы, но это зависит от уровня развития научных знаний. Осознавая, что знание и могущество человека совпадают, он высказал знаменитый афоризм «Знание – сила», в котором выражена практическая направленность науки.

Бэкон был более сведущ в делах государственных и юридических, нежели в методах естествознания. Поставив перед собой цель изложить метод, который был выработан по образцу судейского допроса, он оставил без внимания образцовые примеры естественнонаучного исследования, данные такими его великими современниками, как Галилей и Кеплер.

Несомненной заслугой Бэкона является обоснование новых философско-правовых идей в правовой области. Эти проблемы в афористической форме рассматриваются в его программном произведении «Великое восстановление наук». Рассматривая в юридическом плане проблему всеобщей справедливости, Бэкон отмечал, что в гражданском обществе господствует или закон, или насилие. По поводу справедливых (правовых) законов он писал, что «законы – якори государства». Английский философ занимался преимущественно вопросами позитивного права, оказав большое влияние на проникновение эмпирически ориентированного позитивистского метода в юриспруденцию и на развитие юридического позитивизма.

Дальнейшее развитие и систематизацию материализм VII в. получил в творчестве Т. Гоббса (1788-1679). В своих важнейших работах «О теле», «О человеке», «О гражданине», «Левиафан» он изложил философскую систему, стремясь придать метафизическому материализму классическую механистическую форму. Являясь типичным механицистом, он отвергал многокачественную и многокрасочную картину мира Бэкона, сводя все к механике и математике.

Будучи представителем передовой философии своего времени, Гоббс выступал против церкви и религиозной схоластики . Он ставил своей целью создание философии, тождественной естественному человеческому разуму и способной научить людей правильному мышлению. Математику он считал образцом знания и утверждал, что она способна дать достоверное и всеобщее знание. Философия, по Гоббсу, «врожденна каждому человеку, ибо каждый в известной мере рассуждает о каких-нибудь вещах. Под рассуждением он понимал исчисление, поскольку вычислить – это значит найти сумму складываемых вещей или определить остаток при вычитании чего-либо из другого. Отсюда следовало, что рассуждать – это то же самое, что складывать и вычитать. Таким образом, логика у Гоббса совпадает с математикой, а мышление – с техникой счета.

В центр философии Гоббс поставил понятие тела, под которым понимается то, что имеет свойства, что подвержено возникновению и уничтожению. Опираясь на такое понимание тела, он выделяет в философии две части – философию природы и философию государства. Если первая охватывает предметы и явления, которые называют естественными, то вторая – искусственные тела, возникающие благодаря человеческой воле, в силу договора и соглашения людей.

Гоббс был представителем эмпиризма и номинализма в гносеологии, хотя в его учении налицо и некоторые элементы рационализма. Он подчеркивал, что в человеческом уме нет ни одного понятия, которого не было бы первоначально в органах ощущения. Он различал два рода знания: 1) знание, доставляемое ощущением и памятью и дающее нам знание факта и 2) знание научное, представляющее собой «знание связей и зависимостей фактов». При этом английский философ отвергал декартовскую интуицию как высший вид познания.

Гоббс создал всеобъемлющую философскую систему, включавшую также учение о человеке и обществе, выделяя здесь одну главную проблему – проблему государства. Он считал, что люди, стремясь выйти из естественного состояния, создают на основе общественного договора государство, которое является искусственным телом, механизмом, живущим искусственной жизнью. Главная его цель – забота о благосостоянии граждан. Государство понималось в качестве единственной формы существования общества, а человек рассматривался одновременно как природное и моральное существо. Он механически сопоставлял человека как естественное тело и государство как искусственное тело. Душа государства – верховная власть, его суставы – судебные и исполнительные органы, нервы – награды и наказания, память – советники, разум – справедливость и законы, здоровье – гражданский мир, болезнь – смута, смерть – гражданская война. Исходя из принципов «человеческой природы» Гоббс объяснял общественную жизнь. По его мнению, в ходе исторического развития на смену естественному равенству людей приходит неравенство. Этому способствует возникновение собственности, обусловленное развитием труда. Философско-правовая концепция Гоббса антилиберальна, в ней отсутствуют идея правового закона, а также понимание закона и государства как форм свободы в цивилизованном, гражданском состоянии. По сути дела в ней отрицается для граждан естественное право в государственном состоянии

В творчестве Дж. Локка (1632-1794) главными являлись проблемы теории познания, человека и общества. В работе «Опыт о человеческом разумении» он исследует пути, которыми идеи, знания и принципы в человеческую душу. Находясь на сенсуалистических позициях, он писал, что «нет ничего в разуме, чего прежде не было бы в чувствах». Локк выступил против теории врожденных идей, считая, что все идеи возникают из опыта, который бывает двух видов: внешний и внутренний. Внешний опыт – ощущения – дает нам простые идее. Внутренний опыт – рефлексия – дает нам идеи о наших собственных состояниях (мышление, волнение и пр.). При этом под опытом понимался индивидуальный чувственный опыт.

Основополагающими среди социально-философских работ Локка являются «Два трактата об управлении». Свои политические взгляды он обосновывал при помощи философии истории, ядром которой были учения о естественном праве и общественном договоре. В отличие от Гоббса он считал, что общество сложилось до появления государства, верховным сувереном в государстве является, по его мнению, не правительство, а нация. Локк изложил принципы естественного права. К неотчуждаемым правам человека он относит три основных права: на жизнь, свободу и собственность. Следствием принятия этих неотчуждаемых прав является правовое равенство индивидов, где власть должна обеспечить правопорядок, дающий каждому возможность получать выгоду, не ущемляя свободу и интересы других.

Будучи основателем либеральной теории права, Локк разработал также теорию разделения властей, считая, что верховная законодательная власть принадлежит буржуазному парламенту, который решает вопросы «по воле большинства». Исполнительная власть, включающая в себя судебную, военную и федеративную, передается кабинету министров и лишь отчасти королю. Все эти полномочия четко определяются и регулируются законами, строго контролируются парламентом.

В отличие от сторонников ограниченной законности, законности лишь против подданных (Гоббс и др.), Локк последовательно развивает концепцию всеобщей и полной законности, распространяющейся как на подданных, так и на государственные власти. В своей философии права и государства Локк обосновал основные положения юридического мировоззрения, оказав большое влияние на развитие правовой государственности, разделении властей, неотчуждаемых прав и свобод человека.