3. Методы и формы теоретического исследования
Теоретический уровень знания – это знание, полученное путем абстрактного мышления. На теоретическом уровне достигается высший синтез знания в форме научной теории. Этот уровень знаменует собой более высокую ступень в развитии научного познания К теоретическим методам исследования относятся: идеализация, формализация, аксиоматизация, гипотетико-дедуктивный метод. Идеализация как метод основана на универсальном мыслительном приеме, применяемом в любом познавательном процессе – на абстрагировании. Абстрагирование – это мысленное отвлечение от одних свойств предмета и выделение других его свойств. Результатом абстрагирования являются абстракции – понятия, категории, законы. В процессе последовательного абстрагирования образуются абстракции разной степени общности: планета Земля, планета Солнечной системы, планета, небесное тело. Видом абстрагирования является идеализация, сущность которой состоит в мысленном конструировании так называемых идеальных объектов, т.е. объектов, которые не существуют в действительности. Так, например, выделяют такие понятия, как плоскость, линия, точка, абсолютно твердое тело, идеальный газ, идеальное общество и т.п. Создавая такой идеальный объект как абсолютно твердое тело, мы абстрагируемся от способности реальных тел деформироваться под воздействием внешних сил. С помощью идеализации исключаются те свойства и отношения объектов, которые затемняют сущность изучаемого объекта. Сконструировать идеальный объект значит мысленно исключить некоторые реальные его свойства. Метод идеализации находит широкое применение в научном познании. Правомерность идеализации доказывается применимостью на практике той теории, которая создана на основе этой идеализации.
Формализация – это метод изучения некоторых областей знания в формализованных системах с помощью искусственных языков. Таковы, например, формализованные языки химии, математики, логики. В связи с математизацией науки в ней все шире используется такой метод теоретического исследования как формализация. Этот прием заключается в построении абстрактно-математических моделей, раскрывающих сущность изучаемых процессов действительности. При формализации рассуждения об объекте переносятся в плоскость оперирования со знаками (формулами). При этом отношения знаков заменяют собой высказывания о свойствах и отношениях предметов. Таким путем создается обобщенная знаковая модель. Здесь осуществляется вывод одних формул из других по строгим правилам логики и математики.
Специфическим методом построения развитой теории является аксиоматический метод. При аксиоматическом построении теоретического знания сначала задается набор исходных положений, не требующих доказательства. Эти положения называются аксиомами, т.е. утверждениями, доказательства истинности которых не требуется.
Научное познание представляет собой сложную систему, состоящую из многих взаимосвязанных компонентов. Кроме простых форм мышления (понятия, суждения, умозаключения) имеются более сложные формы, к которым относятся факт, проблема, гипотеза и теория.
В развитии научного познания возникает ситуация, когда новые явления, ранее неизвестные факты требуют своего объяснения. Однако уровень существующих знаний оказывается недостаточным для этого. Такая ситуация называется проблемой. Осознание этой ситуации, порожденной противоречиями между ограниченностью имеющегося знания и потребностями в его дальнейшем развитии приводит к постановке научной проблемы. Проблема (от греч. problema – преграда, трудная задача) – объективно возникающий в ходе развития вопрос, решение которого представляет существенный практический или теоретический интерес. Проблема – это знание о незнании.
В процессе решения возникшей проблемы возникает гипотеза. Она является важнейшей формой возникновения научных законов и теорий. Научная гипотеза отличается от обычных догадок и предположений тем, что она должна быть хорошо обоснована объективными фактами, наблюдением и экспериментами, она должна соответствовать уже имеющимся твердо установленным научным достижениям. Гипотеза возникает двумя способами. В первом случае гипотеза возникает как обобщение более или менее значительного числа накопленных наблюдений, которые не могут получить объяснения в прежних теориях. Такие гипотезы называют эмпирическими обобщениями. Во втором случае гипотезы возникают как творческие догадки ученого, учитывающего другие твердо установленные законы и теории. Само возникновение гипотез, проверка и отбор наиболее точных и верных осуществляется с помощью научных наблюдений и экспериментов. Естествознание развивается путем выдвижения гипотез. Гипотеза представляет собой обоснованное предположение, выдвигаемое с целью выяснения закономерности исследуемого явления. Гипотеза опирается на факты. Гипотеза проходит три этапа в своем развитии: построение, проверка и доказательство. Выдвинутая гипотеза доказывается или опровергается.
Теория – это вид духовной деятельности, форма организованного научного знания о некоторой предметной области. Научная теория – сложная система знания, включающая следующие компоненты: исходная эмпирическая база, теоретические основы, логические средства. Она описывает, объясняет и предсказывает. В теории понятия и суждения, выражающие законы исследуемой области явлений, объединены в единое целое центральной мыслью теории – идеей.
- Белгород - 2012
- Содержание
- Глава 1. Философия и ее роль в жизни человека и общества
- Понятие философии и ее генезис. Философия и мировоззрение
- 2. Предмет философии и ее основные проблемы
- 3. Структура философского знания и ее особенности
- 4. Методы и средства философского познания
- 5. Предназначение и будущее философии, ее функции
- Глава 2. Философия Древнего Востока
- 1. Становление древневосточной философии и ее особенности
- 2. Древнеиндийская философия веданта. (Веданта. Вайшешика. Джайнизм. Буддизм. Локаята. Йога)
- 3. Древнекитайская философия. (Конфуцианство. Даосизм. Моизм. Легизм)
- Глава 3. Античная философия
- 2. Натурфилософия и антропология древних греков
- 3. Классическая древнегреческая философия
- 4. Эллинистическая философия
- 5. Римская философия
- Глава 4. Средневековая философия
- 1. Формирование средневековой философии, ее особенности
- 2. Патристика и схоластика. Номинализм и реализм
- 3. Патристика и схоластика. Номинализм и реализм
- 3. Арабо-исламская философия
- 4. Византийская и еврейская философия
- Глава 5. Философия эпохи Возрождения
- 1. Характерные черты философии эпохи Возрождения и основные этапы ее развития
- Философия итальянского гуманизма и политическая философия Макиавелли
- 3. Ренессансный платонизм
- 4. Натурфилософия и скептицизм эпохи Возрождения
- Глава 6. Философия Нового времени
- 2. Философский эмпиризм Бэкона, Гоббса и Локка
- 3. Философский рационализм Декарта. Учение о субстанции в философии Спинозы и Лейбница
- 4. Субъективный идеализм и агностицизм Дж. Беркли и д. Юма
- Глава 7. Философия французского Просвещения XVIII в.
- Общая характеристика французского Просвещения
- Деистическая философия
- 3. Французская материалистическая философия, ее онтология и гносеология
- 4. Учение французских материалистов о человеке и обществе
- Глава 8. Немецкая классическая философия
- Общая характеристика немецкой классической философии
- 2. Философия Канта
- 3. Субъективный идеализм Фихте и объективный идеализм Шеллинга
- 4. Философия Гегеля
- 5. Антропологический материализм Фейербаха
- Глава 9. Марксистская философия
- 1. Становление марксистской философии, ее генезис и особенности
- 2. Единство диалектики и материализма
- 3. Диалектико-материалистическая теория познания
- 4. Материалистическое понимание истории
- 5. Философия марксизма и современность
- Глава 10. Русская философия
- 1. Становление, особенности и основные этапы развития русской философии
- Философия русского просвещения XVIII в.
- 3. Славянофильство и западничество
- 4. Русская материалистическая и религиозно-философская мысль
- 5. Русский космизм. Философия русского зарубежья
- Глава 11. Современная западная философия
- 1. Неклассическая философия, ее особенности, направления и проблемы
- 2. Позитивизм и его исторические формы. Прагматизм.
- 3. Философский антропологизм
- 4. Религиозная философия. Экзистенциализм
- 5. Философия постмодернизма
- Часть 3. Современная философия
- Глава 12. Бытие
- 1. Категория «бытие» в истории философской мысли
- 2. Бытие и его структурные образования
- 3. Понятие материи в философии
- 4. Движение как способ существования материи
- 5. Пространство и время как формы существования материи
- Глава 13. Природа
- 1. Понятие природы в истории философской и научной мысли
- 2. Философские проблемы взаимоотношения общества и природы
- 3. Роль природы в развитии общества: теории и реальность
- 4. Экологическая проблема и пути ее решения. Проблема коэволюции общества и природы
- Глава 14. Сознание
- 1. Проблема сознания в философии и науке
- 2. Развитие форм отражения как генетическая предпосылка сознания
- Сознание, его сущность, структура и функции
- 4. Самосознание и его формы
- Глава 15. Теория познания
- 1. Теория познания как раздел философии. Принципы диалектико- материалистической теории познания
- 2. Субъект и объект познания. Роль практики в познании
- 3. Основные уровни и формы познания
- 4. Проблема истины в философии
- Глава 16. Методология научного познания
- 1. Понятие науки, ее генезис и специфика научного познания
- 2. Понятие метода и методологии. Соотношение всеобщих, общенаучных и частнонаучных методов и методологий
- 3. Методы эмпирического исследования
- 3. Методы и формы теоретического исследования
- Глава 17. Человек
- Проблема человека в философии и частных науках: история и современность
- 2. Теории возникновения человека, его историчность и креативность
- 3. Природа и сущность человека, соотношение в нем биологического и социального. Становление человека как личности.
- 4. Бытийность и потребительство современного человека, смысл его жизни и предназначение
- Глава 18. Человеческое общество
- 1. Эволюция взглядов на общество в истории философской и социальной мысли
- 2. Понятие человеческого общества
- 3. Структура человеческого общества
- 4. Полифункциональность человеческого общества
- Глава 19. Исторический процесс, его смысл и движущие силы
- Понятие всемирной истории и единство исторического процесса
- 2. Исторический процесс: его смысл и направленность
- Источники и движущие силы исторического процесса
- Глава 20. Духовная жизнь человеческого общества
- 1. Понятие духовности. Духовная жизнь общества
- 2. Общественное сознание, его сущность и структура
- 3. Формы общественного сознания и их роль в истории общества
- Глава 21. Культура и цивилизация
- Культура как объект философского и научного анализа. Понятие культуры
- 2. Генезис культуры, ее структура, функции и закономерности развития
- Понятие цивилизации. Соотношение культуры и цивилизации
- 4. Запад – Россия – Восток: диалог культур
- Глава 22. Проблема ценности в философии
- 1. Понятие ценности. Аксиология как учение о ценностях. Основные теории ценностей
- 2. Ценности, их природа и принципы классификации. Эволюция ценностей в различных культурах
- 3. Ценности личности и общества
- 4. Ценности в современной России и мировом сообществе
- Глава 23. Философия глобальных проблем современности
- 1. Философия и глобальные проблемы современности
- 2. Становление и сущность глобальных проблем современности
- 3. Типология глобальных проблем
- 4. Глобальные проблемы и будущее человечества