logo
Философия древнего Китая / Антонов Ч

2. Субъект и объект познания. Роль практики в познании

Познание включает три звена: объект, познающего субъекта и процесс их взаимодействия. Европейская философия, исходящая из античной традиции, начинает с изучения объекта. Однако индийская философия начинает познание с субъекта, а китайская берет отправной точкой сам процесс познания. Можно сказать, что китайская философская традиция дополняет европейскую и индийскую, и лишь соединение всех трех традиций придает философии всеохватность. Эти три ведущие философские традиции могут быть положены в основу гносеологии, претендующей на глобальность.

Познание – это процесс взаимодействия между субъектом и объектом, результатом которого выступает знание. Как известно из истории философии, в разных философских системах вопрос о субъекте и объекте и их взаимоотношениях решался по-разному. Возникает проблема выбора из множества возможных ответов на этот вопрос истинного ответа. Рассмотрим что же такое субъект познания. В самом общем виде субъектом познания выступает тот, кто познает, человек, наделенным сознанием и обладающий знанием. В созерцательном материализме в качестве субъекта выступает отдельный индивид, который пассивно отражает воздействие внешнего мира. В качестве объекта выступает весь мир. В идеализме под субъектом понимается сознание. Так субъективный идеалист Фихте сводит субъекта познания к человеческому сознанию, которое выступает некоей субстанцией, творящей внешний мир или объект. Объективный идеалист Гегель допускает существование мышления вне человека. Существует внечеловеческий субъект, в качестве которого выступает мировой разум. В марксистской философии в качестве субъекта выступает общественный человек, социальные группы и все человечество. При этом подчеркивается активность субъекта в познании. В качестве объекта понимается та сторона мира, на которую направлена познавательная деятельность субъекта. В связи с этим не следует смешивать понятия «объект» и «объективная реальность». В основе взаимодействия субъекта и объекта лежит практика.

Главной особенностью диалектико-материалистической теории познания является то, что она включает в познание практику, преодолевая тем самым созерцательное отношение человека к действительности. Идеалисты под практикой понимают духовную деятельность субъекта, ограничивая ее сферой переживания. Метафизически мыслящие материалисты, противопоставляя мысль и бытие, сводят практику к опытам ученого в области эмпирического познания.

Под практикой понимается целенаправленная предметно-чувственная деятельность людей по преобразованию материальных систем. Важнейшими чертами практики являются: целенаправленность, предметно-чувственный характер, преобразование материальных систем. Практика имеет конкретно-исторический характер, изменяясь в ходе истории. Практика является общественно-историческим, непрерывным процессом, в котором в качестве субъекта выступают сменяющие друг друга поколения людей.

От обычных материальных процессов практика отличается тем, что она не исчерпывается материальным, но включает в себя в качестве необходимого идеальный, духовный компонент. Основными формами практики оказываются производственная деятельность, общественно-политическая деятельность и научный эксперимент. Практика выступает в качестве основы познания, цели познания, средства познания и критерия истинности. Успех практической реализации идей и планов, имеющих обычно большой социальный смысл и звучание, предполагает сплав знаний, убеждений и действий.