logo
Философия древнего Китая / Антонов Ч

Общая характеристика французского Просвещения

XVIII в истории европейской мысли справедливо называют эпохой Просвещения. В рамках этого направления была поставлена задача и предприняты решительные шаги «просветить» народные массы и таким образом очистить сознание людей от предрассудков, которые мешали освободиться от устаревших феодальных порядков и накопившихся мерзостей. Просвещение было направлено против церкви и христианства как идеологии, охранительной по отношению к феодализму. Его философско-теоретической основой стали деизм и материализм.

Философия Просвещения зарождается в Англии, где под влиянием учения Локка о том, что всякое познание возникает из ощущений, ньютоновское учение о тяготении перетолковывается в чисто механическое мировоззрение. Здесь просветительская философия находит свое выражение в творчестве Локка, Толанда, Смита, Юма. Затем она распространяется и развивается в других странах, встающих на путь капиталистического развития. Во Франции плеяда просветителей представлена Монтескье, Вольтером, Руссо, Дидро, Гольбахом и др. В Германии носителями идей просвещения являлись Лейбниц, Вольф, Лессинг, Гердер.

Основными лозунгами Просвещения были наука и Прогресс. При этом просветители обращаются не просто к разуму, как это было раньше, а к научному разуму, который опирается на опыт и эксперимент и свободен не только от религиозных предрассудков, но и от метафизических сверхопытных гипотез. Вера в мощь человеческого разума, в его безграничные возможности, а также в прогресс наук, создающих условия для экономического и социального благополучия, – таков пафос эпохи Просвещения.

Научное знание, ранее бывшее достоянием узкого круга ученых, теперь распространяется вширь, выходя за пределы университетов и лабораторий в светские салоны Лондона и Парижа. Оно становится предметом широкого обсуждения среди литераторов и самих ученых, популярно излагающих последние достижения науки и философии. Социальной основой новых идей явилось то, что они выражали интересы поднимающейся буржуазии, стремящейся к установлению своей политической власти.

Ядром философии Просвещения является культ свободы. С ним связаны возникновение новых ценностных ориентаций, утверждение естественных, неотчуждаемых прав личности и становление правовой демократии. Одновременно просветительская философия выступала обоснованием нового деспотизма, облеченного в тогу диктатуры разума. ЕЕ представители исходили из того, что они вправе исправлять сознание другого человека, «переделывать его в соответствии с универсальными нормами разума и вести людей к всеобщему счастью, совершенно не интересуясь их мнениями и предпочтениями. Все это выливалось в требование полного реформирования нравов, государства и общества.

Просветители верили в возможность морального совершенствования человека и в преобразование общественной жизни на разумных началах. Исходя из противопоставления «естественного» и «цивилизованного» состояния человека, они полагали, что в подлинно цивилизованном обществе «естественный» человек становится одновременно и цивилизованным. Этот процесс они относили к будущему, когда рухнут все препятствия на пути развития культуры и восторжествует «царство разума».

Кредо французских просветителей составляет утверждение природности человека. Это краеугольный камень Просвещения, его альфа и омега. Однако человек признается продуктом не только природы, но и воспитания, которое ограничивает природные склонности. Отсюда понимание истории просветителями держится на двух стержнях: на индивидуальной «природности» и на социальной «договоренности». Их мысль непрерывно движется от природы к воспитанию и обратно.

Важной особенностью взглядов французских просветителей был отказ от прежней религиозной концепции непосредственного божественного вмешательства в историю и усмотрение ее смысла в действиях изолированного, рационалистически понимаемого индивида. Не говоря об объективной закономерности, просветители полагали, что каждый человек реализует при этом свои собственные интересы, которые случайны и недетерминированы объективно.

Философия французского просвещения XVIII в. неоднородна. В ней присутствуют материалистические и идеалистические мировоззренческие ориентации, атеистические и деистические взгляды. Порой в одном и том же учении излагаются материалистические и идеалистические положения. Вместе с тем в Просвещении довольно четко выделяются два направления: 1) деистическая философия Монтескье, Вольтера и Руссо и 2) материалистическая философия Ламетри, Дидро и Гельвеция.

Просветители оказали такое влияние на весь ход дальнейшего духовного развития человечества, что без них нельзя понять ни одно более или менее значительное духовное явление XIX и XX столетий. Все это заставляет нас обратить более пристальное внимание на поставленные ими проблемы и выдвинутые идеи.