2. Философия Канта
Основоположником немецкой классической философии является И. Кант (1724-1804). Его важнейшие работы – «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности суждения». В них он предпринял грандиозную попытку объединить в одной системе эмпиризм и рационализм, где место врожденных идей занял априоризм, тесно связанный с трансцендентализмом.
Философский интерес Канта выражен в высказывании: «Звездное небо надо мной и моральный закон во мне», где содержатся истоки двух основных направлений его философии – теория познания и моральная философия. Философия, по Канту, призвана ответить на следующие вопросы: Что я могу знать? Что я должен делать? На что я могу надеяться? Что такое человек и чем он может сам стать? Ответы на эти вопросы, по мнению немецкого мыслителя, обеспечивают философии ее высокую миссию законодательницы разума. Эту миссию может выполнить лишь трансцендентальная философия, которая представляет собой систему всех принципов чистого разума. Разум, согласно Канту, имеет теоретическое и практическое применение. Соответственно этому он исходит из деления философии на теоретическую и практическую.
Сопоставляя теоретическую и практическую философию, Кант отмечает в «Критике чистого разума»: «Первая содержит в себе все чистые принципы разума, построенные на одних лишь понятиях … теоретического знания всех вещей, а вторая – принципы a priori определяющие и делающие необходимым все наше поведение…».
В творчестве Канта выделяют два периода: «докритический» – до начала 70-х годов XVIII в. и «критический» – с начала 70-х годов. В «докритический период» Кант занимается философскими вопросами естествознания. Он является творцом двух гипотез: 1) о возникновении солнечной системы естественным путем из первоначальной туманности и 2) о замедлении вращения Земли благодаря действию приливов и отливов в океане. Наряду с этим он выдвигает идею классификации видов животных по их происхождению и положение о естественном происхождении человеческих рас. Тем самым обосновывается мысль о развитии в природе. Уже в этот период разрабатываются отдельные проблемы теории познания, говорится о границах познания.
Специфическая кантовская философия, заложившая основы немецкой классической философии, сформировалась в «критический период» и изложена в трех «Критиках». Первая посвящена теории познания, вторая – этике, а третья – эстетике и учению о целесообразности в природе.
Кант осуществил коренной переворот в постановке и решении философских проблем, который позднее был назван «коперниканским». Суть этого переворота он видел в том, чтобы раскрыть творческий, конструктивный характер человеческого познания, деятельности человеческого разума. Докантовская философия в центральной проблеме гносеологии – взаимодействии субъекта и объекта – делала акцент на анализе объекта познания, а в качестве субъекта рассматривался отдельный индивид. Кант выдвигает на передний план субъект познания и ставит вопрос о его всеобщности. В самом субъекте он различает два уровня: эмпирический (опытный) и трансцендентальный (находящийся по ту сторону опыта). Свою философию Кант назвал критическим идеализмом или трансцендентальным идеализмом. Философия, по его мнению, возможна как критика, которая сама должна быть построена как пропедевтика к будущей положительной системе философского знания.
Вслед за Юмом Кант считал, что прежде чем начать процесс подлинно научного познания, необходимо исследовать сами инструменты человеческого познания и их возможности. В эти инструменты или познавательные способности человека входят: чувственность, рассудок и разум. Чувственность означает способность ощущать вещи, рассудок – способность к простым понятиям и суждениям о вещах, а разум – способность к умозаключениям и идеям, т.е. высшим понятиям.
Выделенные ступени познания Кант не противопоставлял друг другу, а признавал их связь между собой. Он писал: «Ни одну из этих познавательных способностей нельзя предпочесть другой. Без чувственности ни один предмет не был бы нам дан, а без рассудка ни один нельзя было бы мыслить. Мысли без созерцания пусты, созерцания без понятий слепы». Тем самым подчеркивается органическое единство этих познавательных способностей, их взаимодополнительность.
По Канту, независимо от нашего сознания (от ощущений и мышления) существует мир вещей, который он назвал «вещами в себе»: 1) бог, 2) бессмертие души и 3) свобода воли. Наряду с миром вещей существует мир явлений, т.е. природа. Познание начинается с того, что «вещи в себе» воздействуют на органы чувств и вызывают ощущения. Однако, по Канту, ни ощущения, ни понятия и суждения, ни идеи не дают и не могут дать теоретического знания о «вещах в себе», поскольку познаваемы только явления.
Трем познавательным способностям человека соответствуют, по мнению мыслителя, определенные суждения. Исследуя природу знания, он подчеркивал, что оно всегда выражается в форме суждений. Между субъектом и предикатом суждения существуют два вида отношений: 1) аналитические и 2) синтетические. Аналитическим суждением является следующее высказывание: «Все тела имеют протяжение». Здесь предикат «протяжение» не дает никакого нового знания по сравнению с субъектом «тело». «Некоторые тела имеют тяжесть» – пример синтетического суждения. Здесь предикат «тяжесть» не выводится из субъекта «некоторые тела», а соединяется с ним.
В свою очередь синтетические суждения бывают апостериорными (зависящими от чувственного опыта) и априорными (не зависящими от опыта). По Канту, теоретическое знание основано на априорных суждениях, существующих в сознании человека как доопытные (врожденные) формы созерцания вещей. Например, в качестве априорных форм созерцания выступают пространство и время.
Поскольку Канта интересуют преимущественно три вида знания (математика, теоретическое естествознание и метафизика), постольку вопрос об априорных синтетических суждениях он ставит в троякой форме: 1) как возможны такие суждения в математике, 2) как возможны они в теоретическом естествознании и 3) как возможны они в метафизике. Исследования этих вопросов немецкий философ называет «трансцендентальными», а свое учение – трансцендентальным идеализмом.
Кант различает понятия «трансцендентальный» и «трансцендентный». «Трансцендентальный» означает у него то, что хотя и предшествует опыту, но предназначено лишь для того, чтобы сделать возможным опытное познание. Можно сказать, что способности трансцендентальны, а их результаты априорны. Что же касается «трансцендентного», то этим термином обозначается то, что находится за пределами опыта и к опыту не относится, а также основоположения, которые пытаются выйти за пределы опыта, «повелевающие переступить» его границы.
На вопрос о том, откуда берутся априорные формы, Кант ответить не в состоянии. «Этого вопроса, – пишет он, – разрешить нельзя, так как для его решения, как и для всякого мышления, мы уже нуждаемся в этих свойствах». Таким образом, характерными чертами кантовской теории познания являются агностицизм и априоризм.
В учении о практическом разуме Кант разрабатывал проблему свободы человека. Человек, по мнению мыслителя, является жителем двух миров: чувственно воспринимаемого и умопостигаемого. Чувственно воспринимаемый мир – это мир природы, а умопостигаемый – мир свободы. В сфере свободы действует не теоретический разум, а практический разум, главное назначение которого состоит в руководстве поступками человека. Движущей силой этого разума является не мышление, а воля, которая автономна. Автономия воли человека состоит в том, что она определяется не внешними причинами – природной необходимостью или божественной волей, а своим собственным законом, который она ставит над собой.
Законы практического разума – это нравственные законы. В основе любых нравственных оценок поступков людей лежит категорический императив – основной закон этики Канта. Императив – это форма повелений, связанная с категорией должного. Категорический императив Кант формулирует следующим образом: поступай так, чтобы максима (основной принцип) твоей воли во всякое время могла бы служить принципом всеобщего законодательства. Конкретизацией категорического императива является императив «практический»: поступай так, чтобы человечество в твоем лице, так же, как и в лице каждого другого, непременно употреблялось как цель и никогда как средство. Эти положения, выражая принципы гуманизма, имели большое прогрессивное значение для своего времени.
В учении о государстве и праве Кант присоединяется к теории общественного договора, считая при этом, что обязательный в правовом отношении договор возможен лишь в самом государстве. Сущность государства он усматривает в принципе справедливости, который осуществляется в разделении властей на законодательную, исполнительную и судебную. Лишь при таком разделении возможно господство закона и исчезновение несправедливости. Все его учение о государстве сводится к основной мысли, согласно которой государственно-правовая жизнь должна состоять в устроении внешней совместной жизни людей согласно принципам нравственного разума. Нравственная задача отдельных лиц и история развития человеческого рода, по Канту, стремятся к одной и той же цели: к реальности свободы в чувственном мире. «Естественное» право должно укреплять моральную свободу личности, т.е. создавать условия исполнения своего долга.
Человеческое общество как единый организм развивается, по Канту, в направлении к «всеобщему правовому гражданскому обществу». Его прикладную этику завершает концепция всеобщего мира. Преодоление войны и установление мира немецкий мыслитель видит во всемирно-гражданском состоянии, представляющем собой «федерацию всех народов нашей планеты, сохраняющую внутри ее свою свободу и политическую самостоятельность».
- Белгород - 2012
- Содержание
- Глава 1. Философия и ее роль в жизни человека и общества
- Понятие философии и ее генезис. Философия и мировоззрение
- 2. Предмет философии и ее основные проблемы
- 3. Структура философского знания и ее особенности
- 4. Методы и средства философского познания
- 5. Предназначение и будущее философии, ее функции
- Глава 2. Философия Древнего Востока
- 1. Становление древневосточной философии и ее особенности
- 2. Древнеиндийская философия веданта. (Веданта. Вайшешика. Джайнизм. Буддизм. Локаята. Йога)
- 3. Древнекитайская философия. (Конфуцианство. Даосизм. Моизм. Легизм)
- Глава 3. Античная философия
- 2. Натурфилософия и антропология древних греков
- 3. Классическая древнегреческая философия
- 4. Эллинистическая философия
- 5. Римская философия
- Глава 4. Средневековая философия
- 1. Формирование средневековой философии, ее особенности
- 2. Патристика и схоластика. Номинализм и реализм
- 3. Патристика и схоластика. Номинализм и реализм
- 3. Арабо-исламская философия
- 4. Византийская и еврейская философия
- Глава 5. Философия эпохи Возрождения
- 1. Характерные черты философии эпохи Возрождения и основные этапы ее развития
- Философия итальянского гуманизма и политическая философия Макиавелли
- 3. Ренессансный платонизм
- 4. Натурфилософия и скептицизм эпохи Возрождения
- Глава 6. Философия Нового времени
- 2. Философский эмпиризм Бэкона, Гоббса и Локка
- 3. Философский рационализм Декарта. Учение о субстанции в философии Спинозы и Лейбница
- 4. Субъективный идеализм и агностицизм Дж. Беркли и д. Юма
- Глава 7. Философия французского Просвещения XVIII в.
- Общая характеристика французского Просвещения
- Деистическая философия
- 3. Французская материалистическая философия, ее онтология и гносеология
- 4. Учение французских материалистов о человеке и обществе
- Глава 8. Немецкая классическая философия
- Общая характеристика немецкой классической философии
- 2. Философия Канта
- 3. Субъективный идеализм Фихте и объективный идеализм Шеллинга
- 4. Философия Гегеля
- 5. Антропологический материализм Фейербаха
- Глава 9. Марксистская философия
- 1. Становление марксистской философии, ее генезис и особенности
- 2. Единство диалектики и материализма
- 3. Диалектико-материалистическая теория познания
- 4. Материалистическое понимание истории
- 5. Философия марксизма и современность
- Глава 10. Русская философия
- 1. Становление, особенности и основные этапы развития русской философии
- Философия русского просвещения XVIII в.
- 3. Славянофильство и западничество
- 4. Русская материалистическая и религиозно-философская мысль
- 5. Русский космизм. Философия русского зарубежья
- Глава 11. Современная западная философия
- 1. Неклассическая философия, ее особенности, направления и проблемы
- 2. Позитивизм и его исторические формы. Прагматизм.
- 3. Философский антропологизм
- 4. Религиозная философия. Экзистенциализм
- 5. Философия постмодернизма
- Часть 3. Современная философия
- Глава 12. Бытие
- 1. Категория «бытие» в истории философской мысли
- 2. Бытие и его структурные образования
- 3. Понятие материи в философии
- 4. Движение как способ существования материи
- 5. Пространство и время как формы существования материи
- Глава 13. Природа
- 1. Понятие природы в истории философской и научной мысли
- 2. Философские проблемы взаимоотношения общества и природы
- 3. Роль природы в развитии общества: теории и реальность
- 4. Экологическая проблема и пути ее решения. Проблема коэволюции общества и природы
- Глава 14. Сознание
- 1. Проблема сознания в философии и науке
- 2. Развитие форм отражения как генетическая предпосылка сознания
- Сознание, его сущность, структура и функции
- 4. Самосознание и его формы
- Глава 15. Теория познания
- 1. Теория познания как раздел философии. Принципы диалектико- материалистической теории познания
- 2. Субъект и объект познания. Роль практики в познании
- 3. Основные уровни и формы познания
- 4. Проблема истины в философии
- Глава 16. Методология научного познания
- 1. Понятие науки, ее генезис и специфика научного познания
- 2. Понятие метода и методологии. Соотношение всеобщих, общенаучных и частнонаучных методов и методологий
- 3. Методы эмпирического исследования
- 3. Методы и формы теоретического исследования
- Глава 17. Человек
- Проблема человека в философии и частных науках: история и современность
- 2. Теории возникновения человека, его историчность и креативность
- 3. Природа и сущность человека, соотношение в нем биологического и социального. Становление человека как личности.
- 4. Бытийность и потребительство современного человека, смысл его жизни и предназначение
- Глава 18. Человеческое общество
- 1. Эволюция взглядов на общество в истории философской и социальной мысли
- 2. Понятие человеческого общества
- 3. Структура человеческого общества
- 4. Полифункциональность человеческого общества
- Глава 19. Исторический процесс, его смысл и движущие силы
- Понятие всемирной истории и единство исторического процесса
- 2. Исторический процесс: его смысл и направленность
- Источники и движущие силы исторического процесса
- Глава 20. Духовная жизнь человеческого общества
- 1. Понятие духовности. Духовная жизнь общества
- 2. Общественное сознание, его сущность и структура
- 3. Формы общественного сознания и их роль в истории общества
- Глава 21. Культура и цивилизация
- Культура как объект философского и научного анализа. Понятие культуры
- 2. Генезис культуры, ее структура, функции и закономерности развития
- Понятие цивилизации. Соотношение культуры и цивилизации
- 4. Запад – Россия – Восток: диалог культур
- Глава 22. Проблема ценности в философии
- 1. Понятие ценности. Аксиология как учение о ценностях. Основные теории ценностей
- 2. Ценности, их природа и принципы классификации. Эволюция ценностей в различных культурах
- 3. Ценности личности и общества
- 4. Ценности в современной России и мировом сообществе
- Глава 23. Философия глобальных проблем современности
- 1. Философия и глобальные проблемы современности
- 2. Становление и сущность глобальных проблем современности
- 3. Типология глобальных проблем
- 4. Глобальные проблемы и будущее человечества