logo
Философия древнего Китая / Антонов Ч

4. Экологическая проблема и пути ее решения. Проблема коэволюции общества и природы

В системе «общество-природа» роль системообразующего фактора играет деятельность общества. Его экологическая деятельность направлена на сохранение динамического равновесия между обществом и природой или на его восстановление, если оно нарушено. Объективной основой экологической деятельности является потребность общества во взаимодействии с благоприятной или неблагоприятной для его существования и развития природной средой. Разумеется, результаты экологической деятельности не всегда совпадают с поставленными целями: в действительности вместо позитивных могут быть получены результаты, подрывающие природную среду.

В процессе становления человеческого общества возникает и экологическое противоречие между ним и природной средой. Сначала в виде различия, а в дальнейшем – экологическое противоречие переживает различные состояния вплоть до экологических кризисов и катастроф. Существует два основных типа экологических ситуаций – ситуация динамического равновесия между обществом и природой и состояние экологического кризиса, между которыми существуют различные переходные состояния.

Под экологическим кризисом понимается такой тип экологической ситуации, который характеризуется нарушением динамического равновесия системы «общество-природа», крайним обострением ее основного противоречия. С точки зрения пространственных характеристик различают локальные, региональные и глобальные экологические кризисы. По своему происхождению они бывают природные, т.е. возникшие в результате спонтанных изменений в природной среде, независимо от человеческой деятельности (например, извержение вулкана) и антропогенные, сотворенные человеческой деятельностью, направленной на подчинение и преобразование природы. С такого рода экологической ситуацией мы встречаемся сегодня. Современная экологическая ситуация носит глобальный, общепланетарный характер и порождена самим ходом развития человечества, превратившегося в мощную геологическую силу.

Происхождение и сущность экологической проблемы необходимо рассматривать в связи с общими процессами общественного развития. В разные исторические эпохи экологическая проблема имеет различные формы, однако суть ее сводится к характеру взаимодействия человека, общества и природы, который определяется трудовой, производственной деятельностью. Экологическая проблема имеет три основных аспекта: 1) исчерпание природных ресурсов, 2)загрязнение природной среды и 3) нарушение биотического круговорота и 4) стремительное увеличение численности человечества.

Экологическая проблема носит комплексный и глобальный характер. Кроме чисто научного и технологического имеется также ряд социально-экономических, политические, идеологические. Осмысление каждого аспекта осуществляется на основе общенаучных позиций, задающих мировоззренческие и методологические ориентиры для конкретных исследований и практической деятельности. Пути решения экологической проблемы многообразны. Среди них можно выделить следующие: 1) создание экологизированного производства и технологий, 2) решение социальных проблем в масштабах всего человечества, 3) формирование экологического сознания и экологической культуры.

Цивилизованное разрешение современной экологической ситуации зависит от уровня зрелости прогрессивных сил, способности их к сплочению в планетарном масштабе, в том числе к перестройке международного порядка. Человечество должно найти ответ на вызов, связанный с его собственной недостаточно разумной деятельностью, что позволит решить современную экологическую ситуацию.

Каковы перспективы развития взаимоотношений природы и общества? Сегодня все очевиднее становится понимание того, что у человечества нет альтернативы совместному проживанию с окружающей его природой. В экологической литературе это направление получило название «коэволюции». Термин «коэволюция» в научный лексикон ввел Эрих Янч для уточнения специфики процесса самоорганизации внутри эволюционно сформировавшейся природной части Универсума. В нашей стране с идеей создания концепции коэволюции природы и общества выступил Н.В. Тимофеев-Ресовский, считавший, что она должна определить оптимальное соотношение интересов человечества и всей остальной биосферы. Ее реализация должна способствовать преодоления двух крайностей: стремления человека к полному господству над природой или смирения перед ней.

Во многих ведущих странах мира успешно функционируют программы в диапазоне от экологического воспитания подрастающего поколения до экологизированной науки и экологизированных экотехнологий. Происходит разработка и реализация многомерной социоэволюционной концепции устойчивого развития человеческого общества. Считается, что в основу ее должен быть положен экологический императив, согласно которому степень воздействия человеческого общества на природу должен быть строго ограничен и ориентирован на социально-экологические ценности. Последнее тем более необходимо, что сегодня большая часть человечества оказалась в плену у целей и ценностей, которые ориентированы на безудержный рост. Его основными критериями являются достижение успехов в увеличении валового внутреннего продукта, рост добычи и переработки природных ресурсов. Начиная с конференции ООН 1992 г. в г. Рио-де-Жанейро, происходит поиск планетарной стратегии перехода к обществу, способному обеспечить режим коэволюции общества и природы «sustfable development» (устойчивое развитие).